Ю.В. ТИМЧЕНКО 

 

г. Омск, Исторический архив Омской области

 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ОМСКА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 

 

      Первая мировая война стала величайшим испытанием для Российской империи, принесла немалые бедствия и трудности, многие люди лишились близких, крова и надежд. В такое трагическое время основной задачей являлось оказание помощи раненым, инвалидам, семьям фронтовиков, беженцам и другим категориям населения, пострадавшим от войны. В России поднялось движение помощи фронту, охватившее все слои общества, широкую деятельность развернули различные благотворительные и общественные организации, профессиональные объединения, церковь, частные лица, государство. На волне патриотического подъема активное участие в благотворительной деятельности приняла и учащаяся молодежь Омска под руководством преподавателей и родительских комитетов.

      Формы и способы благотворительной помощи, оказываемые учебными заведениями Омска, были разнообразными. Самым приоритетным направлением являлись сборы пожертвований на военные нужды и в помощь пострадавшим от войны. С этой целью омские учебные заведения устраивали благотворительные вечера, патриотические концерты, вокально-музыкальные представления, лотереи и др. Средства, поступившие от подобных мероприятий, направлялись как в центральные комитеты по оказанию помощи в Европейской России, так и в местные благотворительные организации. Так, 26 сентября 1915 г. состоялся концерт учащихся средних и специальных заведений Омска в пользу раненых и больных воинов. Сборы с концерта составили 1660 руб. 60 коп., которые были направлены Акмолинским губернатором на нужды центрального склада белья и теплых вещей для прибывающих с военных действий больных и раненых воинов[1].

Периодически подобные мероприятия проходили и в рамках одного учебного заведения.  Например, 27 января 1916 г. в Омском землемерном училище состоялся вокально-музыкальный вечер, вход на который являлся платным. Программа была выполнена исключительно воспитанниками училища, сбор поступил на пользу раненых и больных воинов города Омска[2].

Важной стороной этих благотворительных акций было привлечение внимания учащейся молодежи к проблемам военного времени. В школах и училищах устраивались публичные патриотические чтения, ученики ходили на общие богослужения, участвовали в парадах. Примером могут служить: патриотический концерт в здании городского театра, организованный учащейся молодежью 26 января 1915 г.; вечер памяти умершим георгиевским кавалерам, устроенный в 3-й женской гимназии О.Я. Хвориновой 25-26 ноября 1916 г. с привлечением воспитанников других учебных заведений[3].

Другой часто предпринимаемой мерой помощи пострадавшим от военных действий различными общественными организациями были кружечные сборы. Учащиеся Омска принимали участие в этих мероприятиях в качестве сборщиков, чему не препятствовали директора и начальники учебных заведений, освобождая своих воспитанников на время сборов от учебных занятий. Ученики Омской 1-й мужской гимназии, сельскохозяйственного училища принимали участие в кружечных сборах, проводимых Войсковым центральным комитетом Сибирского казачьего войска[4]. К практике привлечения к сборам учащихся прибегало также и общество Красного Креста: 10 октября 1914  г. ученицы Омской первой женской гимназии приняли участие в однодневном кружечном сборе, организованном Красным Крестом[5].

В 1916 г. состоялось открытие лазарета Красного Креста в городе Омске, свой вклад в его открытие внесли и ряд омских учебных заведений, которые жертвовали средства на устройство госпиталя, а воспитанники гимназий, учительской семинарии, фельдшерской школы и др. учебных заведений были сборщиками этих средств[6]. После открытия несколько кроватей лазарета Красного Креста содержалось на средства учебных заведений (содержание одной кровати обходилось 30 руб. в месяц), таким кроватям присваивались имена их жертвователей.

Сборы пожертвований проводились и в самих учебных заведениях. В зданиях училищ, гимназий находились кружки Красного Креста. Преподаватели и учащиеся к праздникам Рождества и Пасхи собирали для фронтовиков посылки, куда входили необходимые вещи: белье, табак, сухари, свечи, нитки, соль, консервы, непортящиеся сладости, орехи и т.д. 20 ноября 1915 г. учительские общества Омска приняли участие во всероссийском сборе однодневного учительского заработка[7]. Периодически сборы средств для помощи пострадавшим от войны среди чинов учебных заведений проводили Красный Крест, Войсковой Центральный Комитет СКВ и др. благотворительные общества.

В 1916 г. был организован сбор пожертвований для преподавательского состава омских учебных заведений, пострадавшего от войны. Семьям учителей, оставшихся без кормильца, учителям-беженцам, учителям-инвалидам помогало общество взаимопомощи учащихся Акмолинской области. К началу 1916 г. это общество собрало на подобные нужды 835 руб.[8] Особое внимание общество взаимопомощи уделяло заботе о солдатских детях: детям, призванных на войну фронтовиков, выделялось пособие на школьные завтраки, учебные принадлежности, одежду, обувь.

К обстоятельствам военного времени были приспособлены и здания, в  которых находились учебные заведения. Во время мобилизации в Омске, как центре военного управления Западной Сибири, расположилось большое количество нижних чинов запаса и ратников ополчения. Для квартир нижним чинам в 1914 г. были отведены следующие общественные здания учебных заведений: 1-й и 2-й мужской гимназии, 1-й женской гимназии, Епархиального училища, Покровского городского училища, двух училищ имени императора Александра II, 9-го городского училища, Никольского училища, Ильинского мужского и женского училищ, 10-го женского училища[9]. В эти здания городским управлением доставлялись рогожи и солома для подстилки, дрова для варки пищи, лампы, керосин, вода; в некоторых из зданий были поставлены котлы для варки пищи и кипятильники для воды.

         Еще одним видом благотворительной деятельности учащихся было движение трудовых дружин помощи деревне, которое развернулось в России летом 1915 г. Это движение не обошло стороной и Западную Сибирь. В Омске первый ученический отряд, включающий около 20 воспитанников местных учебных заведений, также был отправлен на сельские работы в 1915 г., но его отправка состоялась поздно и без всякой подготовки, что отразилось на результатах его деятельности. Потому на следующий год учебное начальство отнеслось к организации ученических дружин более серьезно. Совещание заведующих высших начальных училищ Омского уезда и г. Омска, состоявшееся 5 апреля 1916 г., постановило: «Занятия в высших начальных училищах г. Омска окончить 20 апреля и до 1 мая устраивать экскурсии для знакомства с природой и окрестностями г. Омска… После выпускных экзаменов 1 мая приблизительно в течение трех недель устроить на открытом воздухе спортивные и военные упражнения…»[10].  При Омском сельскохозяйственном училище были открыты курсы инструкторов, несколько учеников командировали туда с условием  будущего участия в летних работах в дружине. После этой предварительной подготовки молодые люди во главе с учителем отправлялись в деревни на работы во время посевной, сенокоса и сбора урожая, где находились приблизительно до середины сентября.

В 1916 г. участие в трудовых отрядах приняли воспитанники сельскохозяйственного училища, 1-го и 2-го высшего начального училища, Атаманского высшего начального училища, 1-й женской гимназии и других учебных заведений г. Омска[11]. В дружины принимались воспитанники старших классов, начиная с 14 лет, крепкого телосложения. Помощь прежде всего оказывалась семьям, чьи кормильцы ушли на войну. Крестьянские хозяйства предоставляли молодым людям кров и питание, оплату за свой труд дружинники не брали. Средства для материальной поддержки дружин собирались путем сбора пожертвований, устройства гуляний, организацией выставок-продаж ученических работ. Таким способами 1-е и 2-е высшие начальные училища Омска собрали для своей бригады, состоящей из 37 человек, 789 руб. 76 коп.[12] Работе дружин содействовали и местные власти. Губернатор Акмолинской области выделил субсидию на нужды дружин в размере 500 руб., Акмолинское Областное правление дало бесплатные бланки на проезд до места назначения, Управление Омской железной дороги предоставило отдельный вагон для проезда[13]. Трудовые дружины помогали крестьянкам в покосе травы, хлеба, рубке дров, изготовлении самана, плетении плетней и др. видах работ. Воспитанникам в течение их командировки предоставлялись выходные дни. Ряд молодых людей в такие дни подрабатывали у зажиточных крестьян за плату, а вырученные деньги отдавали в бедные крестьянские хозяйства[14].

     Таким образом, в годы Первой мировой войны начальство, преподаватели воспитанники омских учебных заведений не остались в стороне от патриотического движения помощи армии и семьям солдат, призванных на войну, оказывая посильный вклад в дело благотворительности. 



[1] ГИАОО. Ф.94. Оп.1. Д.44. Л.68.

[2] ГИАОО. Ф.64. Оп.1. Д.63. Л.9.

[3] ГИАОО. Ф.64. Оп.1. Д.50, Л.8; Ф.62. Оп.1. Д.16. Л.35. 

[4] ГИАОО. Ф.32. Оп.1. Д.70. Л.88.

[5] ГИАОО. Ф.99. Оп.1. Д.27. Л.13.

[6] ГИАОО. Ф.64. Оп.1. Д.60. Л.19.

[7] ГИАОО. Ф.435. Оп.1. Д.3. Л.128.

[8] Там же. Л.129.

[9] ГИАОО. Ф.172. Оп.1. Д.106. Л.42-45; Ф.32. Оп.1. Д.70. Л.1.

[10] ГИАОО. Ф.372. Оп.1. Д.2. Л.60-60 об.

[11] Омский телеграф. 1916. 25 марта. № 68.

[12] ГИАОО. Ф.372. Оп.1. Д.2. Л.154 об.

[13] Там же.   

[14] Там же. Л.160. 

Для исследователей

Виртуальные выставки

Поиск по сайту:

Для тех, кто комплектует архив

Центр изучения истории Гражданской войны