ОКНА ОМСКОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ
ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО АРХИВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

«Острая кисть художника, меткое
слово поэта хорошо разят врага,
вдохновляют советских людей на
новые подвиги во имя Отечества...»
В. Шапиро

«При захвате немецких блиндажей…»
Неизвестный художник. 1941 – 1942 гг.

Во многих городах, в том числе и в Омске, в первые годы Великой Отечественной войны, по аналогии с известными «Окнами ТАСС», регулярно выпускались так называемые «Окна сатиры» – плакаты, состоящие преимущественно из нескольких взаимосвязанных рисунков с соответствующими текстами – уникальный жанр карикатуры, совместивший в себе и изобразительное искусство, и искусство слова.

 

Окно № 4. «Фальшивый наряд»
Неизвестный художник. 1941 – 1942 гг.

 Окно № 6. «Кто такие Национал-социалисты?»
Неизвестный художник. 1941 – 1942 гг.

Для работы над «окнами» привлекались лучшие местные и эвакуированные художники и поэты того времени. Этот вид малотиражного советского агитационного плаката изготавливался вручную тиражом не более 100–150 экземпляров.  

Т.П. Козлов. 1940-е гг.

В нашем городе под руководством председателя Омского союза художников Козлова Тимофея Павловича и при непосредственном его активном участии около полутора лет (с августа 1941 года) плодотворно трудились над созданием агитационных плакатов омичи Кондратий Петрович Белов и Андрей Михайлович Дубровский, эвакуированные в наш город Иван Николаевич Беспалов, Александр Яковлевич Быховский, Борис Николаевич Дейкин (ко многим выпускам им же писались и тексты), Семен Ильич Лещинский, Вячеслав Минеевич Мариупольский, Владимир Иванович Цетнаровский; известные поэты Леонид Николаевич Мартынов и Борис Константинович Ковынёв.

 

  

Омские художники в редакции газеты «Омская правда»
в нижнем ряду слева: К.П. Белов и Т.П. Козлов). 1947 г.
 

 

Улица Ленина. Фото М.В. Горохова. 1940-е гг.

Улица Ленина. Фото М.В. Горохова. 1940-е гг.

Горисполкомом специально для мастерской по изготовлению плакатов были выделены помещения по ул. Ленина. «Окна ТАСС» и «Окна Омского союза художников» признавались важнейшей, наиболее доступной формой наглядной политической агитации, из 45 «окон», выпущенных за год, 7 были копиями с московских, остальные стали результатом творческой работы Омского коллектива.

 

 

«Шла в атаку дивизия «мертвых голов»…»
Неизвестный художник. 1941 – 1942 гг.

Заметка из газеты «Омская Правда». 23 сентября 1941 г.

В сатирической или патриотической форме они отражали наиболее значимые события, происходившие на фронте. Ежедневные сводки Советского информбюро, сообщения из газет, опубликованные речи И.В. Сталина диктовали талантливым художникам и поэтам новые темы, которые в самые быстрые сроки попадали к встревоженным зрителям города, собиравшимся в центре города у деревянных щитов перед зданиями редакции газеты «Омская Правда» (ул. Ленина, 21) и на деревянных щитах у здания музея (ул. Ленина, 23).

 

 

 

 

Ул. Ленина. Здание редакции газеты «Омская Правда».
М.В. Горохов. 1948 г.

 

Подбитые немецкие танки перед зданием музея.
Фото М.В. Горохова. 1944 г.

 

Окно № 3. «Лев и котенок»
Неизвестный художник. 1941 – 1942 гг.

«Два исполина»
Неизвестный художник. 1941 г.

Л.Н. Мартынов. 1930-е гг.

В создании агитационных плакатов принимал непосредственное участие известный омский поэт Леонид Николаевич Мартынов, вынужденный стать в военные годы активным публицистом и сатириком. Его стихотворные подписи к плакатам значительно обогащали работу художников. В соавторстве с Т.П. Козловым, И.Н. Беспаловым, К.П. Беловым были созданы лучшие образцы агитационных сатирических плакатов, не уступающих по мастерству их коллегам из других городов.

 

 

 
  Два плаката
«Явился в погреб гость незваный…», «Фашист воды решил напиться…»
Худ. – К.П. Белов, текст – Л.Н. Мартынов. 1942 г.

Буквально с первого «Окна ОмСХ» – «Гадина из Берхтесгадена» (художник – Т. Козлов), вызванного сообщением в газете о постоянной резиденции Гитлера, он покорил омичей своим искрометным, саркастическим юмором. 

«Гадина из Берстесгадена»
Худ. – Т.П. Козлов, текст – Л.Н. Мартынов. Сентябрь 1941 г.

Однако, в некоторых работах критики отмечали «тяжеловесность» стиля Леонида Мартынова, некоторую растянутость, громоздкость, что не соответствовало жанру плаката.

«Новости фашистской ветеринарии»
Худ. – Т.П. Козлов, текст – Л.Н. Мартынов. Октябрь 1941 г.

Некоторые замечательные плакаты явились результатом непродолжительного совместного творчества омского поэта с одним из эвакуированных художников – Владимиром Ивановичем Цетнаровским.

«Между двух огней»
Худ. – В.И. Цетнаровский, текст – Л.Н. Мартынов. Конец 1941 г. – начало 1942 г.

Талантливый график, карикатурист работал в товариществе «Омхудожник» с 10 августа 1941 года. В конце 1941 – начале 1942 года его рисунки часто публиковались в газете «Омская Правда». К сожалению, этот творческий тандем был недолог, в начале 1942 года Владимир Иванович был призван на фронт, семья потеряла с ним связь 31 мая 1942 года.

 
«Благодушкин», «Болтушкин»
Худ. – В.И. Цетнаровский, текст – Л.Н. Мартынов. Сентябрь 1941 г.

Одновременно с ним на фронт был призван и другой художник-график, в августе 1941 года эвакуированный в Омск с семьей из Житомирской области, Семен Ильич Лещинский – автор сохранившегося в коллекции грозного Окна № 15 «Крестовый поход», посвященного битве под Москвой. Младший лейтенант, командир взвода автоматчиков 130 отделения танковой бригады был убит в бою 23 декабря 1942 года на территории Ростовской области.

Окно № 15. «Крестовый поход»
Худ. – С.И. Лещинский, текст – Б.Н. Дейкин. 1941 г.

Художниками создавались не только сатирические агитационные плакаты, но и патриотические. Так, можно отметить сохранившийся яркий плакат «Родословная партизана» (автор неизвестен), на котором изображены партизан Отечественной войны 1812 года, красноармеец 1918 года и солдат 1942 года.

«Родословная партизана»
Неизвестный художник. 1941 – 1942 гг.

Часто возникала в агитационных произведениях тема союзничества. Например, на одном из плакатов Вячеслава Минеевича Мариупольского о страшном сне Гитлера три руки с изображениями советского, английского и американского флагов держат веревку, перекинутую через сук дерева, над замершим от ужаса фюрере.

 

Окно № 42. «Скоро сбудется»
Худ. – В.М. Мариупольский. 1941 г.

В «Окнах ОмСХ» печатались и экспрессивные, сложные тексты с яркой негативной окраской Бориса Николаевича Дейкина – художника, работавшего в жанре агитационного плаката еще с 1920-х годов. Большие тексты дополняли красочные многосюжетные плакаты.

Окно № 13. «Сквозняк с Востока»
Текст и рис. – Б.Н. Дейкин. 1941 г.
 

Окно № 32. «Не унести им преступных голов!»
Текст и рис. – Б.Н. Дейкин. 1942 г.
 

 Стихотворные строчки другого автора – известного советского поэта Бориса Константиновича Ковынёва (автора текстов «Авиамарша» - «Там, где пехота не пройдет и бронепоезд не промчится…», песни «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа…»), наоборот, отличает простота, лаконичность. Короткие, яростные строчки призывали к борьбе против немецко-фашистских захватчиков, убивающих невинных детей.

Окно № 31. «Фашизм – заклятый враг людей…»
Худ. – Т.П. Козлов, текст – Б.К. Ковынев. 1942 г.

Окно № 34. «Заткнем бандиту рот!»
Худ. – И.Н. Беспалов, текст – Б.К. Ковынев. 1942 г.

Первые же плакаты, выпущенные омскими художниками, были посвящены и немаловажным тыловым темам: сбору теплых вещей, предстоящей уборке урожая, помощи трудящихся города колхозам, в дальнейшем появились обращения к пионерам с призывами о помощи, в том числе в сборе металлолома.

 

Окно № 28. «В дни горячего посева…».
Текст и рис. – Б.Н. Дейкин. 1941 г.
 

 
Плакаты, посвященные уборке урожая.
Неизвестный художник. 1941 – 1942 гг.

«Лом собирайте – это горы снарядов».
Неизвестный художник. Сентябрь 1941 г.

Окно № 22. «Гайка тоже стреляет».
Текст и рис. – Б.Н. Дейкин. 1941 г.

«Окна ТАСС» и «Окна Омского союза художников» признавались важнейшей, наиболее доступной формой наглядной политической агитации. На сегодняшний день они являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.

Для исследователей

Виртуальные выставки

Поиск по сайту:

Для тех, кто комплектует архив

Центр изучения истории Гражданской войны