ПАВЛОВА  М.Г.

г. Омск, Исторический архив Омской области

                         ПОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КНИГИ -  ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ                                          В   УЧЕТЕ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

В сельской местности, в отличие от городов, на протяжении многих десятилетий отсутствовала налаженная инфраструктура по учету (регистрации) населения, его перемещениях, составе, как количественном, так и качественном. В связи с этим информацию о социально-демографических показателях сельского населения, их изменениях и другие сведения о структуре сельского населения в разные годы получить достаточно трудно. В документах соответствующих органов государственной власти чаще всего такие сведения приводятся в обобщенном виде, поэтому они не раскрывают подробности жизни и деятельности сельского населения.
Уникальными документами, в определенной степени предоставляющими развернутую информацию о сельском населении, можно назвать похозяйственные книги. Похозяйственная книга – это официальный документ местных органов исполнительной власти советского периода, который разработан для ведения первичного административного учета сельского населения, а также учета наличия у него земли, жилых построек, скота и другого имущества. Похозяйственная книга со времени введения и до настоящего времени имеет установленную форму, ведется в соответствии с указаниями по ее ведению и по законодательным и нормативным документам подлежит постоянному хранению: 100 лет по месту заведения, с последующей передачей на постоянное хранение в государственный или муниципальный архив.
Справедливости ради следует отметить, что похозяйственная книга появилась не на пустом месте. В государственном архиве Омской области (казенное учреждение Омской области «Исторический архив Омской области» – далее КУ ИсА) в составе документов Архивного фонда Российской Федерации на хранении в фондах органов статистики досоветского периода имеются похозяйственные списки (сохранились единичные экземпляры). И в фондах сельских Советов народных депутатов (крестьянских, рабочих и красноармейских депутатов) Омской области (Омской губернии) хранятся частично сохранившиеся похозяйственные списки, отложившиеся в начале советского периода, которые в 30-е годы XX века были заменены похозяйственными книгами. В отдельных фондах сельских Советов похозяйственные книги приняты на хранение по 1969 – 1979 годы.
Да и в нескольких муниципальных архивах (районных государственных архивах – далее МА) Омской области имеются на хранении частично сохранившиеся похозяйственные списки, которые отложились в фондах сельских Советов крестьянских, рабочих и красноармейских депутатов в первые годы советского периода начиная с 1924 года. Похозяйственные книги в части фондов МА приняты на хранение по 1979 – 1989 годы.
Основной комплекс похозяйственных книг хранится в архивах органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных районов Омской области как продолжение комплексов похозяйственных книг, хранящихся в МА и КУ ИсА, по настоящее время.
В зависимости от целей изучения, похозяйственные книги востребованы исследователями и как источники информации по учету социально-демографических процессов в сельской местности, и как источники информации о ведении финансово-хозяйственной деятельности и организации отчетности органами исполнительной власти.
В последние годы похозяйственные книги очень активно используются архивистами и исследователями при исполнении как социально-правовых запросов, так и тематических и, особенно, генеалогических запросов. По ним можно не только установить персональные данные сельских жителей, но и родственные связи, место работы и учебы (в досоветский период и первые годы советской власти – грамотность), в книгах советского периода национальность и другие данные.
Не все в настоящее время знают, что жители сел, деревень и других сельских населенных пунктов продолжительное время не имели документов, удостоверяющих личность, в том числе и в советский период. На отдельных территориях единственным удостоверением личности сельского жителя служила справка сельского Совета, подготовленная на основании записей в похозяйственных книгах, о регистрации домохозяйства на территории данного сельского Совета. Такая справка выдавалась главе и членам семьи, на срок до одного месяца: для поездки в гости, на лечение, на отдых или в случае иной необходимости.
Выпускники сельских школ по такой справке выезжали для сдачи вступительных экзаменов в высшие или средние профессиональные учебные заведения. Только при предоставлении ими документа о зачислении в учебное заведение сельским Советом выдавалась новая справка для получения в паспортном столе территориального отдела МВД паспорта гражданина СССР.
Полную паспортизацию сельского населения в РСФСР завершили только к середине 70-х годов 20 века. В настоящее время лицам, проживающим в сельских населенных пунктах, и достигшим 14 лет, паспорта выдают по выписке из похозяйственной книги, которая закладывается и ведется исполнительным органом местного самоуправления – администрацией соответствующего сельского поселения. Аналогично лицам, проживающим в сельской местности и имеющим право на льготы, установленные законодательством РФ и Омской области, эти льготы предоставляются на основании выписок из похозяйственной книги.
При установлении гражданства РФ для лиц, проживавших на территории ближнего зарубежья, важную роль имеет выписка из похозяйственной книги о проживании им на территории РСФСР до 1992 года.
Ценность похозяйственных книг состоит и в том, что они не содержат оценок, выводов или комментариев, а, наоборот, на протяжении многих десятилетий представляют различные демографические показатели, изменения структуры сельского населения. Основное содержание похозяйственных книг – количественные и, в некоторой степени, качественные сведения, прежде всего о половом и возрастном составе семьи, рождении и смерти, причинах перемещений (выход замуж, смена работы, учебы, призыв в армию и т.п.).
Следует подчеркнуть, что по похозяйственным книгам можно отследить не только процессы, связанные с перемещением крестьян, изучить состояние демографической ситуации в сельской местности. По книгам раннего периода можно определить размеры сельскохозяйственного налога и страховых платежей, которые выплачивались в пользу государства каждым хозяйством сельского населенного пункта. А по содержанию, состоянию, полноте заложенных в похозяйственные книги сведений можно составить представление о качестве работы местных органов власти, в обязанности которых входили закладка и ведение похозяйственных книг.
У отдельных исследователей архивных документов сложилось мнение, что ведение похозяйственных книг местными органами исполнительной власти осуществляется с 1934 года в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 26 января 1934 года № 185 «О первичном учете в сельских советах». Такое утверждение ошибочно. Первичный административный учет сельского населения, обрабатываемых земель, наличие скота, учет доходов от специальных отраслей сельского хозяйства, кустарно-ремесленных промыслов и других неземледельческих доходов в разных масштабах велся с незапамятных времен: еще во времена татаро-монгольского ига (середина XIII века) учитывались хозяйства, дома – для обложения данью. Первоначально учитывалась только часть населения, в которую не входили освобожденные от обложения данью.
Когда в России получили развитие земельно-хозяйственные отношения, сведения фиксировались в так называемых писцовых книгах, носивших характер поземельных описей. В них отражались и результаты учета хозяйственной жизни – от наличия и рода построек до сведений о породах рыб в местных водоемах.
Писцовые книги не давали точных сведений о населении, так как в них учитывались только владельцы дворов. Не отражали они и развивающиеся торговые и промысловые отношения, а государственной казне во все времена нужны были новые источники пополнения, новые единицы обложения.
В 1710 году при проведении переписи податных дворов впервые была предпринята попытка учета населения, причем, обоего пола. Однако из-за невежества и небрежности переписчиков было допущено много ошибок: пропуск отдельных дворов, целых деревень, что делалось переписчиками за взятку, а за недачу взятки отдельные дворы и деревни переписывались дважды.
Для организации должного учета населения и поступлений в государственную казну средств Петром I был издан Указ от 26 ноября 1718 года, в соответствии с которым предписывалось «…взять сказки у всех, чтобы правдивые принесли, сколько у кого, в которой деревне душ мужского пола…». Составленные в соответствии с Указом списки («сказки») собирались в течение трех лет вместо одного года, затем еще в течение трех лет по ним проводились проверки – «ревизии». В дальнейшем эти списки получили название «ревизские сказки». На территории Сибири ревизские сказки сохранились в единичных экземплярах.
Проводившиеся «ревизии» населения в последующие годы (1742, 1761, 1781, 1794, 1811, 1815, 1833, 1850, 1856) называли народными переписями, и они должны были проводиться каждые 15 лет, но срок этот не соблюдался.
В соответствии с Положением о губернских и областных статистических комитетах, которое было утверждено 26 декабря 1860 года, в Российской империи учреждены местные статистические органы, самостоятельно проводившие учет населения в губерниях и областях, и их данные были уже более точными и ценными.
В 1874 году в России был введен Устав о всеобщей воинской повинности, соответственно потребовался более строгий учет мужского населения. В феврале этого же года при Министерстве финансов Российской империи была образована комиссия по выработке Правил учета населения (далее – Комиссия), которая изучила сохранившиеся документы по учету населения, в том числе ревизские сказки, и провела анализ потребностей в сведениях о населении. Комиссия пришла к выводу, что переписные листы следует дополнить графами для внесения сведений о занятиях, ремеслах и промыслах, о вероисповедании, родном языке, грамотности и особых физических недостатках. Рекомендации Комиссии были учтены органами статистики в целях упорядочения налогообложения населения и финансово-хозяйственной деятельности местных органов власти. По-прежнему учет населения проводился с целью взимания податей и исполнения других государственных повинностей. Надо отметить, что наравне с городским населением проводился и учет сельского населения.
В архивных фондах органов статистики и местных органов власти досоветского периода КУ ИсА имеются поселенные списки, составленные по сельским населенным пунктам в разные годы. Состав граф в них в разное время был свой, отражавший назначение собираемых этими органами сведений.
В советское время органы статистики продолжили сложившийся к этому времени порядок учета населения, в том числе и сельского, под знаменитым лозунгом «Социализм – это учет». В сельских населенных пунктах Омской области похозяйственные списки (позже – похозяйственные книги) начали закладывать и вести практически за 10 лет до 1934 года. Подтверждением этого являются имеющиеся в фонде № Р-33 «Губернское и уездное статбюро исполкомов Омского губернского и уездного Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (1924 – 1925)» следующие документы.
1. Анализ проведения в 1924 году работ по составлению похозяйственных списков и подведению по ним итогов, составленный Омгубстатбюро. Составителями отмечено, что основанием к введению означенных списков послужила «…повсеместно наблюдавшаяся в низовых аппаратах крайняя бессистемность статистического учета тех или иных факторов с/х жизни, обусловленная совершенной несогласованностью многочисленных запросов и заданий, разновременно направляющихся на места различными ведомствами и организациями…». В документе отмечено, что ведение похозяйственных списков в 1924 году носило характер опыта, поставленного на обширной территории, причем слабыми инструкторскими силами, поэтому не обошлось без дефектов.
Во-первых, неправильное толкование на местах положений об особом учете коллективных хозяйств, трудоспособного населения, наличие промыслов – в дальнейшем это было устранено.
Во-вторых, эта работа рассматривалась как ударная, второстепенная, проводимая параллельно с составлением списков налогоплательщиков, а заполнение установленных форм осуществлялось некачественно из-за невысокой общей квалификации работников сельсоветов: статистиками отмечено значительное число отчетных ошибок, что приходилось устранять.
Но указаны и положительные результаты, к которым можно отнести следующие: 1) охвачены все населенные пункты, часть из которых ранее не была учтена органами власти; 2) все административные органы получили упорядоченную систему сведений о главнейших элементах сельского хозяйства на определенный момент времени, упорядоченную как территориально, так и по содержанию: – численность населенных пунктов; – численность хозяйств; – численность населения по полу и основным возрастным группам; – размеры посевных площадей по культурам; – численность скота в повидовом и возрастном составе; – промысловость хозяйств; – численность и внутренний состав коллективных хозяйств; – размеры площади паровых земель; – размеры общественных запашек; 3) облегчилась работа сельсоветов по движению ведомственных запросов; 4) несмотря на неточности в похозяйственных списках, при сопоставлении сведений по ним с другими источниками (списки налогоплательщиков, весеннее обследование Омгубстатбюро) эти данные в большей степени приближаются к действительным.
Сибирский революционный комитет (далее – Сибревком) дал высокую оценку ведению похозяйственных списков и признал целесообразным их ведение на территории Сибири.
2. Приказ Омгубисполкома от 13.05.1924 № 82 «О ведении сельсоветами губернии похозяйственных списков» (о введении в делопроизводство сельсоветов Омской губернии похозяйственных списков). Представление Омгубстатбюро по вопросу составления похозяйственных списков в 1924 году получило одобрение Омгубисполкома, после чего был издан данный приказ. В соответствии с ним ведение сельсоветами Омской губернии похозяйственных списков продлено на 1925 год. Похозяйственные списки на 1925 год дополнены разделами о размерах площади сенокосов и о численности основных видов сельскохозяйственного инвентаря; сроки составления похозяйственных списков и представления сводок по ним в 1925 г. приурочено ко времени, установленному для составления списков налогоплательщиков по единому сельскохозяйственному налогу.
3. Инструкция по ведению похозяйственных списков в 1925 году с приложением форм: № 1 Похозяйственный список (76 граф); № 2 Сводная таблица (75 граф); № 2а неземледельческие занятия и промыслы (76 граф): плотничество, сапожничество, портняжество, валяние обуви, смолокурение, дегтекурение, гончарный промысел, извоз, рыболовство, охота на дичь и зверя, пчеловодство, кузнечный промысел, мукомольный, маслобойный, маслоделие, слесарный, а также служба в советских, кооперативных и прочих учреждениях и предприятиях, свободные профессии, в т.ч. служители религиозных культов, торговля – по всем населенным пунктам указать число хозяйств и число занятых лиц, а также всего хозяйств с неземледельческими занятиями и из них имеющие посевы. Приложения: Сводная таблица ф. № 2б (л. 19, 11 граф, представляется сельсоветом в райисполком к 1 октября) парам на 1926 год, посев озимых под урожай 1926 года, площадь сенокосов; Сводная районная таблица форма № 3 (л. 20, 75 граф); Сводная порайонная таблица ф. № 3б (лист 21, 11 граф, представляется райисполкомом в Устатбюро).
4. Выписка из протокола заседания Сибревкома от 19 ноября 1924 года № 51/1029. В пункте 2 повестки дня этого заседания значится «О составлении похозяйственных списков» и имеется ссылка на протокол СНК СССР от 17 апреля 1924 года № 19/997 п. 16.
В Постановлении заседания Сибревкома по данному вопросу значится:
1) в целях упрощения работы сельсоветов и райисполкомов по собиранию справочных материалов и придания единообразной формы учета, признать целесообразным введение по Сибири похозяйственных списков, предложенных Сибстатуправлением;
2) предложить Губисполкомам ввести похозяйственные списки с 1925 года;
3) похозяйственные списки составляются сельсоветами одновременно с налоговыми списками. Поселенные итоги представляются в райисполкомы в сроки, установленные для представления налоговых списков;
4) райисполкомы представляют копии поселенных списков и волостные сводки в Устатбюро, которое обязано осуществлять инструктирование райисполкомов и осуществлять губернские сводки собранных материалов и выдавать справки;
5) запретить всем учреждениям непосредственно обращаться к сельсоветам и райисполкомам за сведениями, учитываемыми в похозяйственных списках, и предложить обращаться за сведениями в Омгубстатбюро и Устатбюро Омской губернии.
В качестве приложения № 1 помещен бланк похозяйственного списка на 1924 год с предполагаемым указанием наименования губернии, уезда, волости, селения, в котором предусмотрено 33 графы. В обобщенном виде содержание граф можно представить так: 1-я – № домохозяина по поселенным спискам; со 2-й по 8-ю – население хозяйства по категориям: мужчины всех возрастов и трудоспособных в возрасте 18 – 60 лет, женщины всех возрастов и трудоспособных в возрасте 18 – 55 лет, лица обоего пола всех возрастов; дети в возрасте 4 – 7 лет, дети в возрасте 8 – 12 лет; с 9-й по 20-ю – количество скота: лошадей (рабочих, подростков, жеребцов), крупнорогатого скота (быков, коров, телят), овец, баранов, козлов, свиней, верблюдов и др.; с 21-й по 33-ю – количество казенных десятин земли под урожай 1924 года (всего и под следующие культуры: рожь озимая, рожь яровая, пшеница, ячмень, просо, гречиха, лен, конопля, картофель, прочие полезные культуры, а также сенокос).
К сожалению, сохранность похозяйственных списков, составленных сельскими Советами Омской губернии в 1924 – 1925 годы и в последующие годы неудовлетворительная. Сохранились единичные экземпляры, но даже по имеющимся можно установить, что структура похозяйственных списков менялась в зависимости от потребностей органов власти в конкретной информации. Обязательной была графа: «Список членов домохозяйства» и позднее появившаяся графа «Дополнительные сведения о выбывших и прибывших».
А к 1930 году вместо похозяйственных списков в местных сельских Советах велись уже похозяйственные книги (распорядительный или нормативный документ на такое изменение не выявлен): на каждое домохозяйство заводился отдельный лист с соответствующими графами в данной книге. Особенностью этих книг является наличие графы «Отметка о прошлом хозяйства», где по домохозяину указывалось: бедняк, середняк, зажиточный. В последующие годы эта графа из похозяйственных книг исключена. Периодичность составления похозяйственных книг, нормы показателей для разных групп населения, а также требования к заполнению бланков в то время практически ежегодно менялись.
Справедливо отметить, что похозяйственные книги, заложенные в 1934 году в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 26 января 1934 года № 185 «О первичном учете в сельских советах», и в последующие годы заполнялись более тщательно. Начиная с этого времени похозяйственные книги сохранились практически в каждом сельском Совете, за исключением отдельных экземпляров, а это позволяет использовать сведения в комплексе. С конца 1930-х годов сведения, характеризующие размеры налоговых и натуральных платежей, в похозяйственных книгах практически перестают встречаться. Также с конца 1930-х годов похозяйственные книги стали заполнять не на один календарный год, а на 2 года, потом на 3 года, а позже – на 5 лет. Одновременно в похозяйственных книгах фиксировали семьи колхозников, рабочих и служащих, проживавших в сельских населенных пунктах.
В 1934 – 1939 годы похозяйственные книги на колхозников и единоличников заполняли одинаково, а на рабочих и служащих, которые не платили сельхозналог и не облагались натурпоставками, в похозяйственные книги заносили только сведения о составе семьи, занятость ее членов, иногда указывали размеры приусадебных участков и виды скота.
В 1939 году новым законом о сельскохозяйственном налоге было установлено, что хозяйства рабочих и служащих, проживающих в сельской местности и имеющих доходы от сельского хозяйства, облагаются налогами наравне с хозяйствами колхозников при оговоренных в законе условиях. Такая система налогов была разработана, чтобы стимулировать развитие подсобных хозяйств к полному переходу на самообеспечение сельского населения продуктами питания и, соответственно, вступление в колхоз единоличных крестьянских хозяйств, членов семей рабочих и служащих, проживавших в сельской местности. Стала использоваться единая форма похозяйственных книг.
В последующие десятилетия система похозяйственного учета кардинально изменилась. Отпала необходимость учета показателей личных подсобных хозяйств по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Поэтому похозяйственные книги стали использоваться, прежде всего, для учета населения по составу и роду занятий, наличию у него недвижимости, скота, земельных ресурсов. Основной направленностью их ведения стало сбор и накопление статистических данных, упорядочение адресов и др.
Похозяйственные книги, которые закладываются и ведутся в настоящее время, по большей части служат основанием для выдачи сельскому населению справок, связанных с заключением сделок гражданско-правового характера.
Несмотря на неполную сохранность, архивисты и исследователи оценивают похозяйственные книги как документы, дающие возможность представить жизнь наших предков за достаточно продолжительный период времени с информацией об их семьях, имуществе, отношении к обществу и выполнению государственных законодательных актов.

(При подготовке настоящей статьи использованы документы фондов КУ ИсА и интернетресурсы.)

Для исследователей

Виртуальные выставки

Поиск по сайту:

Для тех, кто комплектует архив

Центр изучения истории Гражданской войны