Н.С. ХРАПОВА

г. Омск, Исторический архив Омской области


             МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ ПРАВОСЛАВНЫХ   ЦЕРКВЕЙ ГОРОДА ТАРЫ

На постоянном хранении в Историческом архиве Омской области в фонде Омской духовной консистории (Ф. 16), одном из наиболее востребованных исследователями, находятся и метрические книги православных церквей города Тары по 1919 год с пропусками за некоторые годы.
Это официальные книги записей актов гражданского состояния о рождениях (крещениях), о бракосочетаниях, об умерших, которые велись при всех храмах. В России попытки ведения приходских книг отмечаются с середины XVII века. Первый указ «О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших» был издан Петром Великим в 1702 году. Повсеместное же обязательное ведение приходских книг начинается с 1722 года. Четыре самых первых официальных экземпляра метрических книг за 1722 год хранятся только в нашем архиве, это: Свято-Параскевиевской церкви города Тары, Свято-Николаевской церкви с. Логино-Хорошковского (Логиновского), Спасо-Преображенской цекрви с. Ложниковского и Спасо-Преображенской цекрви с. Такмык.
В первой метрической книге церкви Святой Параскевы Пятницы в 1722 году было зарегистраровано 5 обрядов крещения, 1 бракосочетание и 14 погребений. Так, у конного казака Ивана Казанцова родился сын Афанасий, у ямщика Семена Поспелова – Иван, у конного казака Федора Месникова дочь Евдокия, у пешего казака Якова Молодавского сын Иван, у пешего казака Григория Щетернина сын Козьма [1, л. 1 – 1 об.]. В ранних записях указывались только основные данные: порядковые номера, даты крещения, брака или погребения, имена и сословная принадлежность. В первых книгах не значились даже имена священнослужителей. Позднее, с начала XIX века книги становятся более подробными: в первом разделе появляются сведения о матери, имена восприемников; во втором – возраст жениха и невесты, который брак по счету, имена поручителей (только мужского пола); в третьем – возраст умерших, причины их смерти и место погребения. В записях о смерти детей указывался их отец, о смерти замужних женщин – муж. Обязательно – конфессиональная принадлежность, так как могли проводиться обряды крещения у родителей другой веры, в браке жених и невеста могли быть разного вероисповедания. В каждой актовой записи отмечалось, кем совершались обряды (имена священников, дьяконов, псаломщиков).
Метрические книги других тарских городских церквей на хранении в нашем архиве: Богородице-Казанской – с 1752 года, Богродице-Успенской (Успенского собора) – с 1723 года по 1832 год, Свято-Николаевской (Николаевского собора) – с 1725 года, Спасской – с 1727 года. К сожалению, книги имеются не в полном объеме, отсутствуют за отдельные годы. Наибольший промежуток не сохранившихся книг – за 1868 – 1876 годы (за исключением метрик Богородице-Казанской церкви: они отсутствуют с 1868 по 1873 годы). За некоторые годы метрические книги тарских церквей сохранились в обоих экземплярах. Консисторские экземпляры, подшитые к общим делам, состоящим из книг разнообразных православных церквей, преимущественно города Тары и территории Тарского уезда, включены в описи № 2 и № 6 (объем некоторых дел составляет более 1000 листов). Приходские экземляры поступили в архив позднее, как вторые дублирующие экземпляры: в 2001 году – из областного архива ЗАГСа, в 2008 году – из Тарского филиала архива, – были описаны и отнесены к описям № 13 и № 14. Документы XIX – XX веков находятся не в идеальном состоянии, некоторые – в плохой физической сохранности с частичной утратой текста, не по порядку страницы, даже целые разделы, иногда нет титульных листов и итоговых ведомостей, отсутствуют целые части книг, поэтому некоторые документы изначально были неправильно описаны, имели неверные датировки. На протяжении многих лет в описях оставались ошибки. В последние годы творческий коллектив Исторического архива Омской области, в рамках работы над справочником «Метрические книги Омской епархии (1722 – 1919)», провел кропотливую работу над устранением всех неточностей, правильной их идентификации и атрибуции.
Отдельным большим этапом работы стало описание и составление подробного перечня имеющихся исповедальных ведомостей – списков прихожан по годам, являющихся неотъемлемой частью самих метрических книг конца XVIII – начала XIX вв. Исповедные росписи – это уникальные документы церковного учета населения, куда вносились все прихожане причта по дворам с указанием главы семьи, возраста (отдельно для мужчин и для женщин), с пометками, кто и когда был на исповеди. В них вносили и имена всех детей, разделяя по половой принадлежности, старше года, но при этом в графе об исповеди священником ставились прочерки.
По Таре полные подобные списки имеются по приходам за 1787 – 1788, 1790 – 1801 годы; по Свято-Параскевиевской церкви дополнительно имеются списки прихожан по 1842 год, по Свято-Николаевской – вплоть до 1850 года. Это позволяет как значительно облегчить поиск по отдельным лицам, так и рассмотреть в ретроспективе историю целых семей тарчан. Например, в исповедальной ведомости прихожан Свято-Николаевской церкви за 1787 год значится семья тарского купца Андрея Ильича Шпаденкова, 57 лет, состоящая из жены Ксении Ивановны, 30 лет, детей: Василия, 24 года (от первого брака), Ивана, 8 лет, Федора, 4 лет, Степана, 2 лет и дочери Маремьяны, 1 года от роду [2, л. 35 об.]. Род Шпаденковых продолжил только сын Иван, к 1835 году главой купеческой семьи значилась его вдова Ирина Яковлевна Шпаденкова, 45 лет, воспитывавшая детей: Семена, 22 лет, Василия, 20 лет и Александру, 14 лет [6, л. 32]. В начале XIX века в списках той же церкви значится купеческая вдова Марфа Ивановна Филимонова, 68 лет, и ее взрослые холостые сыновья: Иван Васильевич, 41 года, Евтихий Васильевич, 33 года, Козьма Васильевич, 34 лет. Последний так и не женился и до глубокой старости жил с семьей младшего брата [5, л. 2, 24 об., 81 об., 106 об.; 6, л. 3 об.].
Прихожан делили по сословиям: священнослужители, чиновники с указанием должностей, казаки и военные, купцы по гильдиям и их дворовые, мещане, живущие в городе крестьяне, ямщики и ясашные. В самих метриках сословная принадлежность также указывалась обязательно, например, в первой половине XIX века нередко можно встретить «графского дворового», или «дворового графа Ивелича», или «бывшего дворового купца Нерпина», или просто «нерпинского дворового». С начала ХХ века в Таре стали преобладать мещане и крестьяне.
В настоящее время метрические книги воспринимаются многими исследователями преимущественно как генеалогический источник, позволяющий изучать историю своего рода, а также уточнять те или иные биографические сведения об известных личностях. Хотя, и последнее не менее увлекательно. Так, благодаря данному источнику установлены точные даты жизни известного тарского купца 1-й гильдии и коммерции советника Ивана Федоровича Нерпина (30 августа 1759 года – 2 января 1813 года – по старому стилю) [1, л. 623; 3, л. 12 об.].
Однако, это еще и уникальный статистический материал. В статье энциклопедического словаря Ф.А. Брокзауза и И.А. Ефрона указано: «Помимо своего гражданско-правового значения, метрические книги служат важным статистическим материалом. Правильное ведение метрических книг принадлежит к числу основных задач государственной власти, которая либо вверяет ведение метрических книг своим органам, либо пользуется церковными книгами, подвергая ведений их своему контролю и руководству» [7, с. 201]. В конце каждого года составлялись итоговые ведомости. Указывалось, сколько всего проводилось обрядов крещения, бракосочетаний, погребений. Велась как общая статистика, так и отдельно по мужскому и женскому полу. Приводилось количество умерших по возрастам, как правило: до 1 года, до 5 лет и далее с промежутком каждые пять лет до 100. Бывали случаи и более расширенной градации, например, в метрической книге Богородице-Казанской церкви за 1851 год зафиксирована смерть от старости крестьянина д. Самсоновой Александра Павлова 106 лет [4, л. 189 об.]. Иногда указывались наиболее распространенные или, наоборот, редкие причины смерти, делались разнообразные примечания и пометки.
Метрические книги – это ценный источник и для изучения духовенства, особенно при отсутствии клировых ведомостей церквей, позволяющий проследить перемещения священнослужителей, частоту проведения ими обрядов, наконец, позволяют установить точные даты рождения и смерти их и членов их семьи, тогда, как в клировых и исповедных ведомостях фиксировался только возраст, и т.д.
Анализ метрических книг позволяет разносторонне исследовать особенности исторического развития общества в целом или входящих в его состав отдельных групп населения, в том числе, по сословной принадлежности, позволяет изучать демографические процессы, протекающих в городской среде, смертность народонаселения, миграционные процессы и др.
В настоящее время все метрические книги (более 2,5 тысяч дел) архивного фонда Омской духовной консистории, в том числе тарских церквей, отсканированы и доступны в режиме реального времени как часть фонда пользования в читальном зале архива.
________________________
1. ГИАОО. Ф. 16. Оп. 2. Д. 1.
2. ГИАОО. Ф. 16. Оп. 2. Д. 9.
3. ГИАОО. Ф. 16. Оп. 2. Д. 51.
4. ГИАОО. Ф. 16. Оп. 2. Д. 154.
5. ГИАОО. Ф. 16. Оп. 2. Д. 234.
6. ГИАОО. Ф. 16. Оп. 2. Д. 238.
7. Энциклопедический словарь / [сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон]. – C.-Петербург: Типо-Литография И.А. Ефрона, 1896. – Т. 37. – 476 с.

Для исследователей

Виртуальные выставки

Поиск по сайту:

Для тех, кто комплектует архив

Центр изучения истории Гражданской войны