Меню
Назад
Меню
Назад

Омск военного и послевоенного времени

 

Великая Отечественная война 1941–1945 годов стала для омичей нелегким испытанием. Расположенный в Сибири город был удален от мест сражений, но его жителей в полной мере затронула эта война. С началом мобилизации ушли на фронт сотни тысяч мужчин. В г. Омске были сформированы воинские соединения, принявшие участие в боевых действиях на всех фронтах Великой Отечественной войны. Оставшиеся в тылу должны были обеспечить фронт всем необходимым: оружием и боеприпасами, одеждой и продовольствием.

Улица Ленина

Улица Ленина.
1940 г. М.В. Горохов

Здание Омского обкома

Здание Омского обкома ВКП(б) и облисполкома.
1940-е гг. М.В. Горохов.

Правительством СССР 24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации при Совете Народных Комиссаров СССР. В тот же день было принято постановление о перемещении в тыл с прифронтовой полосы оборудования и основных кадров авиационной промышленности. В Омскую область было эвакуировано более 100 предприятий. В Омске выпускали танки «Т-34», пикирующие бомбардировщики «ТУ-2», истребители «ЯК-7», «ЯК-9», минометы, снаряды, мины, патроны, радиооборудование для самолетов и танков, гидроакустические средства для подводных лодок. Наш город стал одним из крупнейших центров оборонной промышленности.

Приказ М.И. Шора

Приказ М.И. Шора, и.о. директора завода им. Ворошилова № 73/8 о производстве танка Т-34.
10 января 1942 г.ГИАОО. Р-1835. Оп. 4. Д. 33. Л. 21.

Докладная записка

Докладная записка секретарю Омского обкома ВКП(б) М.А. Кудинову, председателю Омского облисполкома С.И. Евстигнееву о решении Государственного комитета обороны о выпуске заводом им. Козицкого приборов «Жук» для ВВС.
5 января 1942 г. ГИАОО. Р-2263. Оп. 2. Д. 23. Л. 143.

Отчет о работе завода им. Козицкого

Отчет о работе завода им. Козицкого. 5 января 1942 г. ГИАОО. Р-2263.Оп. 2. Д. 23. Л. 160.

Токарь М. Шанина за проверкой изготовленных деталей

Токарь М. Шанина за проверкой изготовленных деталей. 1941 – 1945 гг. ГИАОО. П-411. Оп. 24. Д. 23. Л. 5.

А.Н. Туполев, советский авиаконструктор

А.Н. Туполев, советский авиаконструктор, создатель самолетов серии «ТУ».
1970-е гг.

Сборочный цех самолетов Як-9 завода им. Ворошилова

Сборочный цех самолетов Як-9 завода им. Ворошилова.

Телеграмма народного комиссариата здравоохранения

Телеграмма народного комиссариата здравоохранения заведующему Омским здравотделом о формировании эвакогоспиталей.
9 июля 1941 г. ГИАОО. Р-1143. Оп. 1. Д. 166. Л. 12.

Средняя школа № 53 в Кировском районе

Средняя школа № 53 в Кировском районе. В годы Великой Отечественной войны в ней размещался военный госпиталь.
1946 г. М.В. Горохов.

Один из омских госпиталей

Один из омских госпиталей. Выздоравливающие бойцы слушают патефон.
1941-1942 гг. М.В. Горохов.

Медицинские сестры одного их омских госпиталей

Медицинские сестры одного их омских госпиталей.
1941-1942 гг. М.В. Горохов.

Организация приёма эвакогоспиталей в Омске и Омской области началась уже с первых дней войны. К концу 1941 г. в нашем городе и области было организовано 28 госпиталей, постепенно госпитальная база расширилась до 45.

После окончания войны город готовился к встрече своих героев. Первый поезд с демобилизованными солдатами прибыл на железнодорожный вокзал 22 июля в 8 часов утра.

Подбитые немецкие танки

Подбитые немецкие танки перед зданием областного краеведческого музея.
1944 г. М.В. Горохов.

Митинг на перроне железнодорожного вокзала

Митинг на перроне железнодорожного вокзала по случаю встречи демобилизованных воинов.
1945 г. М.В. Горохов.

Группа демобилизованных воинов-сибиряков

Группа демобилизованных воинов-сибиряков на перроне железнодорожного вокзала.
1945 г. М.В. Горохов.

Проводы ленинградских детей на родину из Омска

Проводы ленинградских детей на родину из Омска после временного пребывания их в период Великой Отечественной войны
1945 г.

Военный парад и демонстрация трудящихся

Военный парад и демонстрация трудящихся, посвященные Международному дню солидарности трудящихся.
1 Мая 1946 г. М.В. Горохов.

Общий вид улицы Ленина

Общий вид улицы Ленина.
1946 г.

Железный мост через реку Омь

Железный мост через реку Омь.
1946 г.

Площадь имени Дзержинского

Площадь имени Дзержинского.
1947 г.

Мост через реку Омь

Мост через реку Омь, по которому проложен трамвайный путь.
1947 г. М.В. Горохов.

Женщина с детьми в городском саду

Женщина с детьми в городском саду.
На заднем плане здание кинотеатра «Победа».
1947 г.

Омичи, собравшиеся у центральной сберкассы

Омичи, собравшиеся у центральной сберкассы на улице Ленина в день отмены карточной системы.
1947 г.

Улица Ленина, вид от моста через Омь

Улица Ленина, вид от моста через Омь.
[1949 г.]. М.В. Горохов.

Вход в магазин «Автомобили» на улице Ленина

Вход в магазин «Автомобили» на улице Ленина.
Август 1951 г. М.В. Горохов.

В середине 1940-х годов товары продавались по карточкам, ордерам, исключением был универмаг, где велась «свободная продажа» без карточек. Карточная система была отменена в 1947 году. Несмотря на то, что за несколько лет в городе было открыто 56 магазинов, 66 ларьков омичам все еще приходилось сталкиваться с дефицитом соли, мяса, колбасных изделий, мыла, рыбы, водки.

Покупательницы в отделе готового платья

Покупательницы в отделе готового платья магазина «Одежда» на площади Дзержинского.
1954 г. А. Агапов.

Первые телевизоры марок «Экран» и «Луч»

Первые телевизоры марок «Экран» и «Луч» в одном из магазинов города.
1956 г. М.В. Горохов.

Жители города, в том числе и новых промышленных районов, испытывали недостаток в снабжении питьевой водой, так как колонок в городе было немного и воды в них. После строительства городского водопровода удалось решить эту проблему.

Прокладка водопроводных труб через реку Омь

Прокладка водопроводных труб через реку Омь у моста в створе улиц Ленина и Республики.
Начало 1950-х гг. М.В. Горохов.

Первый снегоуборочный комбайн на улице Ленина

Первый снегоуборочный комбайн на улице Ленина. 13 ноября 1952 г. М.В. Горохов.

Мощение улицы Ленина около драмтеатра

Мощение улицы Ленина около драмтеатра бригадой мостовщиков дорожно-мостового треста Горкомхоза.
11 июля 1947 г. М.В. Горохов.

Асфальтирование ул. Ленина

Асфальтирование ул. Ленина.
1950 г. М.В. Горохов.

Значительная часть дорог города была не только не асфальтирована, но и оставалась непроезжей, что затрудняло движение автобусного транспорта, поэтому главным видом транспорта оставался трамвай. Без строительства дорог, мостов, трамвайных путей решить транспортную проблему было невозможно. Новые линии трамвайных путей были проложены от вокзала до городка Водников, от парка культуры и отдыха до Ремесленных улиц, от центра до поселка Захламино. В ноябре 1953 года было открыто троллейбусное движение.

Общий вид улицы Богдана Хмельницкого до застройки

Общий вид улицы Богдана Хмельницкого до застройки.
Апрель 1954 г.

Пассажир заказывает такси

Пассажир заказывает такси.
1950 г. М.В. Горохов.

Первый омский троллейбус

Первый омский троллейбус.
Маршруту № 1 «Управление дороги – городок Водников».
1955 г. М.В. Горохов.

Милиционер-регулировщик движения транспорта

Милиционер-регулировщик движения транспорта
на углу улиц Ленина и Лермонтова.
1950 г. М.В. Горохов.

Улица Ленина, на переднем плане справа памятник борцам революции

Улица Ленина, на переднем плане справа памятник борцам революции.
[1950 г.]. М.В. Горохов.

Здание автодорожного института на улице Ленина

Здание автодорожного института на улице Ленина.
[1955 г.] М.В. Горохов.

Выборы в местные советы депутатов трудящихся

Выборы в местные советы депутатов трудящихся. Трамвай, оформленный наглядной предвыборной агитацией.
22 февраля 1953 г. М.В. Горохов.

Одной из важных задач было строительство жилья, так как в Омске преобладали одноэтажные деревянные постройки барачного типа, преимущественно коммуналки, в которых селились по 5-10 человек в одной квартире. Горожанам приходилось мыться в банях, поскольку ванные были не в каждой квартире.

В послевоенное время началась активная застройка многоквартирными домами по ул. Карла Маркса. Спустя несколько лет был разработан проект планировки городка Нефтяников.

В 1948 году было возведено 47 жилых домов, 22 больницы, 17 поликлиник, 82 школы, 31 детских яслей.

Жилой дом по улице Карла Маркса

Жилой дом по улице Карла Маркса.
[1955 г.]. М.В. Горохов.

Жилые дома на пересечении проспекта Мира и улицы Химиков

Жилые дома на пересечении проспекта Мира и улицы Химиков.
1950-е гг.

Новые жилые дома на улице Карла Маркса

Новые жилые дома на улице Карла Маркса.
1955. М.В. Горохов.

Строительство жилого дома по ул. Интернациональной

Строительство жилого дома по ул. Интернациональной.
1955 г.

Дом на углу улиц Лермонтова и Учебной

Дом на углу улиц Лермонтова и Учебной.
1956 г.

Первые послевоенные годы характеризовались переходом промышленности на выпуск мирной продукции. В городе велось строительство промышленных предприятий, среди них Омский нефтеперерабатывающий завод, Омский завод синтетического каучука.

Строительство Омского нефтезавода

Строительство Омского нефтезавода.
1956 г. М.В. Горохов.

Строительство завода синтетического каучука

Строительство завода синтетического каучука.
Монтаж сферических емкостей.
1959 г.

Период развития городской среды с нач. 1950-х гг. является одним из значимых, вошедших в историю как создание города-сада. На омских клумбах можно было увидеть в изобилии флоксы, пионы, лилии, тюльпаны, георгины, нарциссы, гиацинты и др. В 1956 и 1958 гг. Омск был удостоен премии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки за успехи по озеленению.

Ваза из цветов на территории областной станции юннатов

Ваза из цветов на территории областной станции юннатов.
Июль 1953 г.

Скульптура И.В. Мичурина в питомнике № 1 дендросада

Скульптура И.В. Мичурина в питомнике № 1 дендросада.
1952 г.

Сквер имени 1 Мая по улице Тарской

Сквер имени 1 Мая по улице Тарской.
1 сентября 1954 г.

Одна из клумб омского питомника № 1

Одна из клумб омского питомника № 1.
1957 г.

Посадка многолетних деревьев

Посадка многолетних деревьев.
1950 г. М.В. Горохов.