Омская учительская семинария
Первое специальное педагогическое учебное заведение Западной Сибири – Омская учительская семинария была основана в 1872 году. С 1875 семинария и открытая при ней практическая начальная школа размещались в здании, построенном по проекту архитектора Э.И. Эзета на пересечении Никольского проспекта и Семинарской улицы (современных улиц Красный Зорь и Маршала Жукова). В 1903 году возведено новое каменное двухэтажное здание (ныне – ул. Декабристов, д. 121).
В семинарию принимали представителей разных сословий (дети дворян, духовенства, мещан, купцов, крестьян) из Семипалатинской, Акмолинской, Семиреченской областей и др., окончивших уездные гимназии, городские и духовные училища, в возрасте от 15 до 25 лет. Курс обучения был трехгодичным. В 1917 году учительские семинарии получили статус среднего учебного заведения, срок обучения был увеличен до 4-х лет. Плата за обучение не взималась, а лучшие из воспитанников семинарии получали казённые стипендии.
Документы об окончании училищ, школ, предъявляемые при поступлении в Омскую учительскую семинарию
Аттестат сына крестьянина Астащенко Николая Антоновича об окончании Омского четырехклассного городского училища. 5 июня 1913 г.
ГИАОО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 129. Л. 4.
Директорами Омской учительской семинарии были: Н.И. Вирен (1872 – 1879), М.А. Водянников (1879 – 1898, 1902 – 1906), Н.С. Иваницкий (1898 – 1902), В.Н. Шамраев (1906 – 1910), А.П. Васильев (1910 – 1917), А.Н. Седельников (1917 – 1919). В штат семинарии входили: законоучитель, преподаватель русского языка и словесности, арифметики, геометрии, истории и географии и т.д. Наиболее известными были преподаватель русского языка и литературы Покровский Александр Иванович и преподаватель физики, естествознания, родиноведения, географ, член ЗСОИРГО Седельников Александр Никитич (младший), который подготовил к печати, опубликовал и ввел в научный оборот десятки научных трудов по истории, географии, ботанике, зоологии, геологии, археологии, этнографии Сибири и Казахстана. В 1916 году Александр Никитич издал один из первых учебников по родиноведению «Учебник родиноведения для школ Западно-Сибирского учебного округа Акмолинской области».
Водянников Митрофан Алексеевич директор Омской учительской семинарии (1879 – 1898, 1902 – 1906 гг.). [1895] г.
Пояснительная записка Омского городского архитектора Ф.Ф. Вагнера к проекту постройки зданий для учительской семинарии в Омске. Декабрь 1873 г.
ГИАОО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 150. Л. 275 – 275 об.
Дисциплины, которые изучали семинаристы, были многочисленны: русский язык, словесность, арифметика, геометрия, физика, география, Закон Божий, педагогика, чистописание, черчение, пение, гимнастика, садоводство, огородничество. Начиная со второго класса, семинаристы присутствовали на уроках учителей начальной школы, составляли планы и конспекты уроков, а в третьем классе самостоятельно давали уроки.
В каждом классе назначали дежурных учеников, которые должны были наблюдать за содержанием в чистоте полов, стен, следить за сохранностью мебели, за наличием мыла, губки, записывать отсутствующих на уроках учеников в тетрадь.
Развитие религиозно-нравственных качеств воспитанников, как будущих учителей начальных народных училищ, являлось превалирующей целью, определенной Инструкцией для учительских семинарий министерства народного просвещения от 4 июля 1875 года. Учителя-наставники должны были заниматься не только обучением своих подопечных, но и воспитанием. Учащихся воспитывали в духе любви к ближнему, преданности государю и отечеству, любви к труду, самосовершенствованию, честности. Для учащихся Омской учительской семинарии были утверждены специальные правила поведения. Семинаристам было рекомендовано после возвращения из класса 1, 5 – 2 часа посвящать отдыху и прогулке, а в остальное время заниматься приготовлением уроков и чтением полезных книг. С 8 часов вечера ученики должны находиться в квартире. И каждый свой уход фиксировать в тетради с указанием времени отлучки и прихода, а также места, в которое направляются. Семинаристам рекомендовалось избегать в дни учебы развлечений и увеселений. Строго воспрещалось посещать трактиры, маскарады. В театр можно было ходить с разрешения директора семинарии. В воскресные и праздничные дни семинаристы посещали общее богослужение. В 1903 году был построен домовой храм при Омской учительской семинарии во имя преподобного Сергия Радонежского.
Краткий список о службе А.И. Покровского к представлению о производстве в чин коллежского асессора. 29 мая 1912 г.
ГИАОО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 104. Л. 14, 14 об. – 15.
Фрагмент из воспоминаний выпускников Омской учительской семинарии об А.Н. Седельникове.
ГИАОО. Ф. Р-1819. Оп. 1. Д. 340. Л. 3.
Письмо благочинного протоирея Недосекова Константина директору Омской учительской семинарии М.А. Водянникову о награждении законоучителя Омской учительской семинарии, священника Рождественского наперсным крестом. 7 октября 1886 г.
ГИАОО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 23. Л. 7 – 7 об.
Переводные и выпускные экзамены проводились в конце учебного года по всем предметам семинарского курса, кроме искусств. В состав комиссии, принимавшей экзамены, входили: директор семинарии, преподаватель предмета и один из наставников семинарии. Испытания проводились посредствам билетов, вынимаемых по жребию семинаристами. Кроме устных экзаменов, проводились письменные по арифметике, геометрии, русскому языку. Ответы учеников зачитывались перед всеми членами экзаменационной коллегии. Каждый должен был выставить оценочный бал, а преподаватель предмета дать свое заключение о достоинствах и недостатках ответа. Оценка знаний производилась по пятибалльной системе. Семинаристы выпускного класса были обязаны дать в начальной школе по одному уроку из имеющихся дисциплин, преподаваемых в начальной школе по русскому языку, арифметике или чистописанию. Тема для пробного урока давалась семинаристам директором семинарии.
После получения аттестата об окончании семинарии семинаристы назначались учителями в народные городские и сельские училища. Среди известных людей, окончивших Омскую учительскую семинарию: городской голова В.А. Морозов, казахский поэт С. Сейфулин, писатели А. Ершов, Е. Минин, академик С. Муканов и др.
Проект надстройки мезонина над зданием Омской учительской семинарии с устройством домовой церкви.
ГИАОО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 102. Л. 8.
1918 год оказался тяжелым как для преподавательского состава, так и для самих учащихся Омской учительской семинарии. В газете «Сибирская речь» № 99 от 10 декабря 1918 года появилась заметка, в которой сообщается следующее: «В учительскую семинарию. Учащиеся семинарии испытывают сильную нужду из-за недостатка средств. Стипендий (по 50 – 60 руб.) едва хватает на полуголодное существование. К этому добавилось отсутствие освещения и недостаток отопления; приходится жить в холоде и в темноте. Если условия не изменятся к лучшему – семинария едва ли дотянет до конца учебного года».
1 февраля 1919 года было принято окончательное решение педсовета Омской учительской семинарии «О закрытии семинарии до начала будущего учебного года из-за отсутствия топлива». Всем воспитанникам четвёртого курса досрочно выдали документы о завершении образования. Возобновить свою работу Омской учительской семинарии так и не удалось. В 1920 году Омскую учительскую семинарию объединили с Омским учительским институтом и учредили институт народного образования.