Меню
Назад
Меню
Назад

Публичная лекция на тему: "На каждого интеллигента должно быть дело". Борьба с инакомыслием в первые годы советской власти -

17 сентября в Центре изучения истории Гражданской войны состоялась публичная лекция на тему «"На каждого интеллигента должно быть дело". Борьба с инакомыслием в первые годы советской власти». Лекция приурочена к 100-летию событий Гражданской войны в России. Открыла мероприятие и представила лектора директор Исторического архива Омской области Л.А. Чекалина.

Перед публикой выступила известный российский историк и публицист, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, профессор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Юлия Кантор.

Почему карательная политика большевиков изначально была направлена против идеологических оппонентов – партий, ещё в недавнем прошлом их союзниц по борьбе с самодержавием? Как партия власти юридически обосновывала необходимость террора? Кто предложил «расширить применение расстрела» в первом советском Уголовном кодексе? Почему ВЧК, так и не подчинили Наркомату юстиции? И каким политическим делом дебютировала ВЧК? Почему именно введение НЭПа показало самим большевикам зыбкость их не только экономической, но и политической доктрины? Что такое «предусмотрительная гуманность»? Как де-юре решались вопросы провозглашенных Совнаркомом «свободы слова» и «свободы совести»? И что общего у крейсера «Аврора» и «философских пароходов»? За что Дзержинский обиделся на Крыленко и что из этого вышло? Что такое «бюро содействия ОГПУ» и когда они были созданы? Наконец, кто сформулировал идеологему «На каждого интеллигента должно быть дело», и кто воплощал её в жизнь?

Ответы на эти и многие другие вопросы даны в лекции Юлии Кантор. Основой подготовки выступления стали во многом уникальные закрытые ранее документы из фондов Российского государственного архива социально-политической истории, Центрального архива ФСБ России, коллекции Государственного музея политической истории России и др.

Лекция состоялась при участии заинтересованных слушателей – историков, преподавателей, сотрудников музейных и архивных учреждений, студентов, краеведов, представителей общественности.