Если Вы не получили уведомление от архива по обращению (запросу) через электронную почту >
Внимание! Ознакомиться со списком фондов, представленных в ЕАИС для удаленного просмотра, можно здесь >
Меню
Назад
Меню
Назад

ОМСКАЯ КАЗЕННАЯ ПАЛАТА

Фонд № Р-1711.
Крайние даты документов 1916 – 1919
Электронные копии документов отсутствуют
Историческая справка

Казённые палаты являлись губернскими (областными) учреждениями Министерства финансов Российской империи. Они были учреждены в 1775 году. Изначально казённые палаты имели коллегиальное управление и занимались всем казённым управлением, включая управление государственным имуществом и строительством. Казённой палате были подчинены губернские (областные) казначейства.

Впоследствии круг деятельности казённых палат в губерниях (областях) постепенно суживался: заведование государственными имуществами перешло к особым управлениям, часть финансовых дел отошла к акцизным управлениям, ревизия счетов, была передана контрольным палатам. Таким образом, ко второй половине XIX века казённая палата из коллегиального учреждения была обращена в учреждение бюрократическое.

На казённую палату со второй половины XIX века, главным образом, возлагалось счетоводство и отчетность по приходу и расходу сумм в губернских (областных) и уездных казначействах, непосредственно ей подчинённых. Казённая палата наблюдала за поступлением государственных доходов, понуждая к их уплате, но сама не вводила и не взимала никаких сборов, равно как не могла отменять установленных сборов. Она распоряжалась производством всех губернских расходов, однако, без разрешения Министерства финансов никакого заранее не предусмотренного расхода допущено быть не могло. Казённая палата производила торги на любую сумму, но утверждала торги лишь на сумму до 5000 рублей. Палата налагала в определенных законом случаях взыскания за нарушения уставов казённого управления и ведала ревизские дела, к которым относилось перечисление из одного податного состояния в другое. Исполнительной власти казённая палата не имела; её бесспорные требования приводились в исполнение через посредство полиции.

Губернские (областные) учреждения не имели, как правило, штатных бухгалтеров, и не вели собственной финансовой отчетности. Казённые палаты выполняли (с незначительными исключениями) функции объединенной бухгалтерии для всех государственных учреждений губернии.

Казённые палаты не имели подчиненных учреждений в уездах. К концу XIX века во главе палаты стоял управляющий, который единолично разрешал почти все дела. Управляющий был по старшинству третьим лицом в губернии (области). Он состоял в IV классе по «Табели о рангах» (чин действительного статского советника) и назначался на должность Высочайшим приказом по представлению Министра финансов.

Общее присутствие казённой палаты в составе её управляющего, его помощника и начальников отделений палаты с присоединением к ним в некоторых случаях представителей от контрольной палаты и военного ведомства созывалось лишь для решения некоторых важных вопросов. К таковым, в частности, относились: производство торгов, уничтожение контрамарок на обывательские подводы и вышедшей из употребления гербовой бумаги, свидетельство казначейств и т.п.

С 1885 года в ведении казённых палат стали состоять податные присутствия, податные инспекторы и их помощники. Обязанности податных инспекторов заключались в расчёте прямых налогов, высылке налогоплательщикам окладных листов, извещавших о начислении налога, ведении учета по сбору прямых налогов, проверке отчётности налогоплательщиков (производилась редко, в особых случаях).

Казённые палаты в течение всего времени своего функционирования не имели как такового унифицированного штата сотрудников; они подразделялись на несколько разрядов по штату, в зависимости от объема доходов и расходов в губернии (области). В среднем, в казённых палатах служило от 30 до 50 чиновников. .

В 1822–1838 годах во вновь образованной Омской области функции казённых палат выполняла Омская казённая экспедиция Министерства внутренних дел. В 1838–1889 годах функции казённых палат в регионе выполнялись Омским окружным казначеем и бухгалтером Омского окружного казначейства.

5 декабря 1889 года в связи с активным развитием торгово-экономического потенциала Омского Прииртышья и сопредельных территорий и необходимости государственного контроля экономической сферы было принято решение об открытии в г. Омске Омской казённой палаты. Она курировала достаточно обширную территорию, включавшую в себя современное Омское Прииртышье и часть современного Казахстана – Акмолинскую, Семипалатинскую и Семиреченскую области .

Летом 1899 года по проекту, разработанному инженером-архитектором Н.Е. Вараксиным (1862–1940 гг.) в административной части г. Омска в Кадышевском форштадте на улице Капцевича, прилегавшей к Соборной площади, было построено специальное двухэтажное каменное здание для размещения Омской казённой палаты и Омского областного казначейства. В 30-е годы ХХ века к зданию был пристроен третий этаж. В настоящее время – это офисное здание по улице Красный путь, дом № 3, которое является памятником архитектуры регионального значения. Рядом с ним в 1904 году расположилось здание Омского отделения Государственного банка . В этом здании Омская казённая палата находилась весь остальной период своего существования вплоть до конца ноября 1919 года .

С конца 1917 года после прихода к власти большевистского правительства в стране была начата масштабная реформа органов финансового управления. На основании декрета Совета народных комиссаров Российской советской федеративной социалистической республики от 1 ноября 1918 года и согласно Положению «Об организации финансовых отделов губернских и уездных исполнительных комитетов» все дореволюционные финансовые учреждения (в том числе, и казённые палаты) подлежали полной ликвидации. Взамен их с целью объединения и единообразного направления финансового дела в рамках каждой губернии (уезда) создавались финансовые отделы, подчинённые губернским (уездным) исполнительным комитетам Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов .

Но данная процедура не отразилась на деятельности тех финансовых учреждений, которые находились в 1918–1919 годах на территории, подконтрольной антибольшевистским властям. Поэтому в силу военно-политических обстоятельств, имевших место на востоке России в годы Гражданской войны, Омская казённая палата в 1917–1919 годах продолжала свою работу в привычном режиме без каких-либо изменений, то есть фактически в течение всего периода революции и Гражданской войны в Сибири.

После восстановления в г. Омске советской власти в середине ноября 1919 года началось формирование единообразных советских органов финансового управления. На основании инструкции Финансового управления при Сибирском революционном комитете, разработанной заведующим Финансовым управлением Ф.А. Земитом (1868–1938 гг.), до создания советских финансовых учреждений в занятых советской властью городах Сибири прекращалась деятельность всех финансовых учреждений, существовавших при правительстве адмирала А.В. Колчака (1874–1920 гг.).

Взамен ликвидированных учреждений до момента образования в городе финансового отдела революционного комитета (губернского или уездного уровня) создавалась расчётно-расходная касса, подотчётная Финансовому управлению при Сибирском революционном комитете. Расчётно-расходная касса, как временное учреждение должна была передать дела вновь образованному финансовому отделу революционного комитета губернии (уезда) .

28 ноября 1919 года располагавшееся тогда в г. Омске Финансовое управление при Сибирском революционном комитете опубликовало объявление о том, что все лица, ранее служившие в учреждениях, подведомственных бывшему Министерству финансов, подлежат обязательной регистрации, проводившейся в здании бывшей Омской казённой палаты в период с 28 ноября по 1 декабря 1919 года .

Многие из зарегистрированных финансовых служащих были направлены на работу в Финансовое управление при Сибирском революционном комитете. Однако вскоре по причине острого дефицита квалифицированных кадров на основании ходатайства Омского губернского финансового отдела перед Сибирским революционным комитетом бывших служащих Омской казённой палаты стали направлять на службу также и в Омский губернский финансовый отдел .

Фонд Р–1711 «Омская казённая палата» был образован в 1954 году путём передачи 83 единиц хранения за 1917–1919 годы из дореволюционного фонда Ф. 24 с тождественным названием. При этом из числа переданных две единицы хранения во вновь образованном фонде были засекречены ещё с мая 1948 года . Документы поступили в новый фонд в описанном состоянии.

В 1957 году все документы фонда были переведены на общее хранение .

В июле 1964 года в Государственный архив Омской области (в настоящее время – казённое учреждение Омской области «Исторический архив Омской области») из Государственного архива Новосибирской области были переданы 4 единицы хранения, включённые в состав фонда Р–1711 .

По состоянию на 27.01.2014 в фонде отсутствовала историческая справка, к описи № 1 дел постоянного хранения имелось предисловие не отражавшее в полной мере истории учреждения-фондообразователя и особенностей его функционирования в период революции и Гражданской войны.

В январе 2014 года к фонду была составлена историческая справка.

По состоянию на 14.02.2014 в фонде № Р–1711 числится 1 опись, 87 единиц хранения за 1917–1919 годы.

В опись № 1 дел постоянного хранения вошли: циркуляры и постановления Министерства финансов Временного Сибирского, Временного Всероссийского Российского правительств по финансовым вопросам, отчёты финансовых учреждений, банков и кооперативных организаций о деятельности податных инспекторов, переписка о расквартировании войск, сведения о количестве засеянной земли за 1918 год, документы Союза служащих Омской казённой палаты, податной инспекции и Омского областного казначейства.

Документы о деятельности Омской казённой палаты накануне и в период Гражданской войны в Историческом архиве Омской области имеются в составе фондов Ф. 24 «Омская казённая палата» Ф.422 «Омское областное казначейство». Это переписка по военным займам, дела о рассмотрении Омской казённой палатой оборота гербовых знаков, отчётов Омского общества взаимного кредита, Омского городского общественного банка, акционерных обществ.

Также документы (циркуляры и предписания по казначейской деятельности, переписка по личному составу и др.) о деятельности Омской казённой палаты за период с 1892 по 1919 годы отложились в Центральном государственном Республики Казахстан (г. Алма-Ата) в составе фонда И–560 «Петропавловское уездное казначейство Министерства финансов».


Аннотация

ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ: ГОДОВЫЕ ОТЧЕТЫ. СПИСКИ СЛУЖАЩИХ.