Если Вы не получили уведомление от архива по обращению (запросу) через электронную почту >
Внимание! Ознакомиться со списком фондов, представленных в ЕАИС для удаленного просмотра, можно здесь >
Меню
Назад
Меню
Назад

ОБЛСОВЕТ ПО НАРОДН. ОБРАЗОВАНИЮ, г. ОМСК

Фонд № Р-2068.
Крайние даты документов 1917 – 1919
Электронные копии документов отсутствуют
Историческая справка

В октябре 1917 года в Петрограде в результате вооруженного восстания было низложено Временное правительство, находившееся у власти с марта 1917 года, и власть перешла в руки Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В Омске Советская власть была установлена в конце ноября 1917 года. В связи с этим в Омской области встал вопрос о ликвидации ранее существовавших органов власти и управления и создании новых учреждений.

Еще в марте 1917 года, после победы Февральской революции, в Омской (Акмолинской) области были созданы первые Советы – Западно-Сибирский Совет рабочих и солдатских депутатов, Западно-Сибирский Совет крестьянских депутатов, Омский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и другие.

Первоначальной главной задачей Советов было подготовка проведение разного рода политических мероприятий по установлению Советской власти на территории Омской (Акмолинской) области, а уже после установления Советской власти они становятся полноценными политическими институтами молодой Советской республики.

При Советах различных уровней создаются исполнительные комитеты и профильные отраслевые отделы и управления (например, отделы народного образования, финансовые отделы, отделы здравоохранения и другие). Каждый из них решал вопросы как оперативного руководства соответствующей отраслью, так и перспективного планирования.

Отдел народного образованию при исполнительном комитете Западно-Сибирского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ведала широким кругом вопросов состояния и развития народного образования на территории Омской области.

К ним относилось планирование работы школьных и дошкольных учреждений области в соответствии с новыми социально-экономическими реалиями, проведение проверок выполнения учреждениями образования постановлений и декретов Советской власти, в частности об отделении церкви от государства и школы от церкви и активного внедрения атеистического воспитания подрастающего поколения.

Поскольку органы управления просвещения действовали по принципу двойного подчинения (с одной стороны – это местные власти и управления, с другой стороны – Народный комиссариат просвещения), их деятельность не ограничивалась исключительно вопросами народного образования. Так, например, в систему учреждений Народного комиссариата просвещения, помимо учреждений народного образования, в тот период входили и учреждения культуры (клубы, музеи, библиотеки), они играли немаловажную роль в повышении культурного уровня населения.

Вместе с тем для защиты трудовых прав педагогического состава школ необходимо было создать соответствующие общественные организации, которые являлись бы своего рода связующим звеном между властью и работниками системы просвещения (учителя, воспитатели, работники учреждений культуры).

Такой организацией стал Совет по народному образованию при исполнительном комитете Западно-Сибирского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Основными направлениями его деятельности были защита трудовых прав учительских коллективов, вопросы справедливого финансирования культурно-просветительских учреждений, борьба за внедрение трезвого образа жизни среди широких слоев населения.

В июне 1918 года Советская власть в Омске была ликвидирована в связи с взятием города белогвардейцами. Советские органы власти и управления были упразднены. Многие общественные организации, существовавшие ранее, вынуждены были перейти либо на нелегальное положение, либо прекратить существование, однако Совет по народному образованию продолжал свою деятельность, несмотря ни на какие сложности.

Стремясь улучшить положение работников образовательных и культурно-просветительских учреждений, Совет по народному образованию регулярно выходил с ходатайствами во Временное Сибирское правительство по вопросам улучшения материально-технической базы учреждений образования и культуры. Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, иногда удавалось добиться выделения дополнительных денежных средств на развитие материальной базы образовательных и культурно-просветительских учреждений, выплату жалования педагогам и работникам культуры.

Вместе с тем, Совету по народному образованию приходилось считаться с новой общественно-политической ситуацией и кардинально перестраивать принятые ранее планы работы на основе постановлений и декретов Советской власти и действовать на основе нормативных актов, принятых Временным Сибирским правительством.

После освобождения Омска от колчаковцев в ноябре 1919 года и восстановления Советской власти в городе, были упразднены органы власти и управления, подчинявшиеся, в том числе и Временному Сибирскому правительству, подведомственные им учреждения и общественные организации. Среди ликвидированных объединений был Совет по народному образованию.

Документы, образовавшиеся в период деятельности Омского областного Совета по народному образованию, вошли в состав одноименного архивного фонда, который поступил на государственное хранение в Исторический архив Омской области в 1958 году. Проверка наличия и состояния дел данного фонда проводилась один раз - в 1980 году. По ее результатам было отмечено удовлетворительное состояние дел и условия их хранения.

Согласно учетным данным, на 1 января 2011 года в данном фонде числилась опись № 1 на 10 дел постоянного хранения за 1917-1919 годы.

Это декреты Совета народных комиссаров РСФСР, относящиеся к деятельности Совета; постановления исполнительного бюро Омского областного Совета по народному просвещению; переписками с уездными органами власти и управления по вопросам, касающимся состояния и развития народного просвещения на местах.

Имеющийся научно-справочный аппарат к описи не в полной мере отвечал предъявляемым к нему требованиям. Так, например, отсутствовала историческая справка к фонду, что не позволяло исследователям в полной мере проследить историю фондообразователя и делало документы практически неизвестными для пользования в научных и практических целях.

Данная опись построена по номинальному признаку. Ввиду небольшого количества дел, годовые разделы не выделены, документы систематизируются по степени важности, а однотипные – по хронологии. К описи фонда оформлен титульный лист.

В 2011 году к фонду также была составлена историческая справка.

Сохранность документов неполная, что не позволяет подробно проследить деятельность фондообразователя за весь период его деятельности. Тем не менее, документы данного архивного фонда будут интересны исследователям, занимающимся историей народного просвещения Западной Сибири в 1917-1919 годы.


Аннотация

ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ: ПЕРЕПИСКА ПО ШКОЛЬНЫМ ВОПРОСАМ С АТБАСАРСКИМ УЕЗДОМ.