Если Вы не получили уведомление от архива по обращению (запросу) через электронную почту >
Внимание! Ознакомиться со списком фондов, представленных в ЕАИС для удаленного просмотра, можно здесь >
Меню
Назад
Меню
Назад

ФИНАНСОВЫЙ ИНСПЕКТОР 3-ГО УЧАСТКА ОМ. ФИНОТДЕЛА

Фонд № Р-310.
Крайние даты документов 1923 – 1927
Электронные копии документов отсутствуют
Историческая справка

В апреле 1920 года избран Омский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а также образован его исполнительный комитет. С созданием исполнительного комитета Омского городского Совета, образованы отделы и управления горисполкома, в том числе Омский городской финансовый отдел.

Одним из важных направлений в работе Омского городского финансового отдела был контроль поступления в государственный бюджет денежных средств от коммерческой деятельности предприятий, учреждений, организаций и частных предпринимателей.

Омский городской финансовый отдел подчинялся Омскому горисполкому и Омскому губернскому финансовому отделу. С 1 октября 1925 года Омский городской финансовый отдел подчинялся Омскому горисполкому и Омскому окружному финансовому отделу Сибирского края. Заведующий городским финансовым отделом назначался и освобождался от должности исполнительным комитетом городского Совета по согласованию с вышестоящим органом управления финансами.

В 1921 году на X съезде РКП(б) был взят курс на проведение так называемой «новой экономической политики» (НЭП). Предусматривался переход от системы продовольственной разверстки, распространенной в период Гражданской войны, но затем полностью себя исчерпавшей, и замене ее продовольственным налогом.

Рядовым гражданам разрешалась предпринимательская деятельность в ряде отраслей народного хозяйства, обеспечивающих потребности населения в товарах первой необходимости и услугах – это лакокрасочная, деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, торговля и общественное питание. Введение НЭП, было вынужденной временной мерой, целью которой являлось оживление экономической жизни в стране.

Владельцы частных предприятий и граждане, занимавшиеся предпринимательством, получали доходы от коммерческой деятельности, которые облагались различными вилами налогов и сборов. Возникла необходимость создать в системе финансовых органов соответствующие структуры, главной задачей которых являлся контроль своевременной и полной уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами.

Для этих целей в штат местных учреждений Народного Комиссариата финансов РСФСР (финансовые отделы исполкомов местных Советов) вводились должности финансовых инспекторов, создавались специальные участки. Количество таких участков определялась постановлениями местных советских учреждений.

Финансовый инспектор курировал определенный участок, в который обычно входило несколько населенных пунктов в сельской местности или один район крупного города. Финансовые инспектора в крупных городах назначались и освобождались от должности приказами заведующего городским финансовым отделом и были ему подотчетны.

На должности финансовых инспекторов принимались преимущественно лица, имеющие соответствующую профессиональную подготовку.

В городском финансовом отделе велся строгий государственный учет предприятий, учреждений, организаций и частных предпринимателей, работавших на территории города. Финансовые инспекторы регулярно выезжали с проверками соблюдения финансово-хозяйственной дисциплины в части уплаты налогов и сборов на закрепленные предприятия, учреждения и в организации, к частным предпринимателям. О результатах проверок регулярно докладывалось на аппаратных совещаниях в городском финансовом отделе.

К финансовым инспекторам участков предъявлялись такие важные профессиональные требования, как настойчивость и принципиальность при решении вопросов уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами.

В ведении финансового инспектора 3-го участка находились предприятия, учреждения, организации, частные предприниматели, работавшие на территории нынешнего Центрального административного округа г. Омска.

К концу 1920-х годов, в связи с отказом от НЭП и переходом к плановой системе развития народного хозяйства в СССР, деятельность финансовых инспекторов на местах была практически свернута. По имеющимся документам установить даты учреждения и упразднения должности финансового инспектора 3-го участка Омского городского финансового отдела не представляется возможным.

Документы, образовавшиеся в период деятельности финансового инспектора 3-го участка Омского городского финансового отдела, вошли в состав одноименного архивного фонда, который поступил на постоянное хранение в Исторический архив Омской области в 1940 году (сведения даны по делу фонда). Проверки нали¬чия и состояния документов проводились сотрудниками архива в 1946, 1955, 1971 и 1980 годах. Отмечалось в целом удовлетворительное состояние документов и условия их хранения.

В 1942, 1948 и 1958 годах проводились работы по экспертизе ценности документов данного архивного фонда, были отобраны к уничтожению 1331 дело, как не имевшие исторической и научно-практической ценности и не подлежавшие дальнейшему хранению (отборочные списки от 29 января 1942 года, 12 февраля 1942 года, 13 августа 1948 года и 7 декабря 1958 года).

По состоянию на 1 января 2019 года по учетным данным в архивном фонде № Р-310 «Финансовый инспектор 3-го участка Омского городского финансового отдела» числилась опись № 1 на 128 дел постоянного хранения за 1923–1926 годы. Это протоколы заседаний участковой комиссии по налогообложению, переписка с вышестоящими финансовыми органами по вопросам взыскания с граждан налогов и сборов, контроля частной торговли, документы о работе особой комиссии по взысканию налогов, личные дела налогоплательщиков.

Научно-справочный аппарат к описи данного фонда включал в себя только титульный лист, историческая справка к фонду отсутствовала. Заголовки личных дел налогоплательщиков в описи включали в себя только фамилии и инициалы граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, крайние даты документов и количество листов в делах отсутствовали. Это создавало неудобства при работе с описью фонда.

Кроме того, в архиве имелись документы, ранее входившие в состав данного архивного фонда, но не включенные по неизвестным причинам в его состав – всего 172 дела за 1923–1927 годы (акты на списание дел отсутствуют). Это циркуляры, инструкции Народного Комиссариата финансов РСФСР, Сибирского краевого и Омского окружного финансовых отделов по вопросам, относящимся к деятельности финансовых инспекторов; протоколы заседаний участковой комиссии 3-го участка Омского городского финансового отдела по обложению налогами физических лиц; список зарегистрированных физических и юридических лиц по Омскому отделу местного хозяйства; а также личные дела налогоплательщиков. В личных делах налогоплательщиков содержатся заявления, акты, справки, декларации.

Опись на указанные дела отсутствовала. Порядковые номера, под которыми ранее эти дела были зашифрованы, не соответствовали действующей описи № 1.

Исходя из вышеизложенного, было принято решение о проведении переработки описи фонда № Р-310 «Финансовый инспектор 3-го участка Омского городского финансового отдела» и описания указанных неучтенных документов с включением их в состав данного архивного фонда.

Для работы получено 126 дел по описи № 1 архивного фонда № Р-310 (два дела были включены в опись ошибочно, их последующие розыски результатов не дали) и 172 неописанных дела, ранее входившие в состав данного архивного фонда, но не включенные в его состав – всего 298 единиц хранения. Не подлежащих дальнейшему хранению, а также не относящихся к составу данного фонда документов, нет.

В ходе переработки описи и описания неучтенных документов были проведены следующие виды работ: редактирование заголовков, уточнение крайних дат документов и количества листов в делах, систематизация дел.

В результате переработки описи и описания неучтенных документов в составе архивного фонда № Р-310 «Финансовый инспектор 3-го участка Омского городского финансового отдела» произошли следующие изменения: помимо имеющихся в наличии 126 дел, в состав архивного фонда включены 172 вновь описанных дела; также вошли пересоставленные описи (под последним номером), общее количество дел в архивном фонде увеличилось и составило 299 единиц хранения за 1923–1927 годы.

К новой описи составлен следующий научно-справочный аппарат: титульный лист, список сокращений, переводная таблица шифров. К архивному фонду составлена историческая справка.

Дела общего производства систематизированы по годовым разделам, внутри каждого годового раздела – по степени важности. Личные дела налогоплательщиков систематизированы по алфавиту фамилий, а также (при наличии нескольких дел, заведенных на одно и то же лицо) по хронологии. Дела, заведенные на одно и то же лицо, не объединялись, так как они относятся к разным периодам одного финансового года и содержат разные документы.

Сохранность документов архивного фонда № Р-310 «Финансовый инспектор 3-го участка Омского городского финансового отдела» неполная, что позволяет лишь в общих чертах проследить историю фондообразователя.


Аннотация

ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ: ЛИЧНЫЕ ДЕЛА ПЛАТЕЛЬЩИКОВ. СПИСКИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ТОРГОВЦЕВ.