Если Вы не получили уведомление от архива по обращению (запросу) через электронную почту >
Внимание! Ознакомиться со списком фондов, представленных в ЕАИС для удаленного просмотра, можно здесь >
Меню
Назад
Меню
Назад

ЯРКОВ БОРИС АНДРЕЕВИЧ - ОМСКИЙ КОМПОЗИТОР

Фонд № Р-511.
Крайние даты документов 1918 – 1989
Электронные копии документов отсутствуют
Историческая справка

Борис Андреевич Ярков родился 8 мая 1910 года в Семипалатинске в се¬мье служащего Андрея Ефимовича Яркова. В 1915 году семья Ярковых из Се¬мипалатинска переехала в Омск.

В Омске Борис учился в средней школе, а по ее окончании поступил ан работу на Сибзавод имени Борцов революции приемщиком отдела техниче¬ского контроля в механическом цехе. На заводе он вступил в ряды Ленин¬ского комсомола, принимал активное участие в общественной жизни пред¬приятия. По поручению комсомольской организации проводил работу по пропаганде знаний среди рабочих.

В 1932 году Борис Андреевич был призван на действительную военную службу, которой посвятил двадцать лет. В 1930-е годы, параллельно с военной службой, Б.А. Ярков начинает заниматься и композиторской деятельностью, ставшей впоследствии главным делом его жизни.

Военная служба Бориса Андреевича проходила в основном в куль¬турно-просветительных учреждениях войсковых соединений - библиотека саперного батальона, гарнизонный Дом офицеров и другие.

В 1941-1945 годах ему, как и миллионам советских граждан, довелось принимать участие в Великой Отечественной войне. В годы войны Б.А Ярковым было написано более тридцати песен. Среди них - «Защитник Сталинграда» (слова А.А. Суркова), «Закалка» (слова О. Колычева), «Фронтовая песенка» (слова А.А. Суркова), «Если будешь ра¬нен» (слова И. Ут¬кина) и другие. Сам Борис Андреевич всегда с особым тре¬петом относился к сво¬ему творчеству этого периода жизни и считал себя, в первую очередь, армей¬ским композитором.

Многие из песен молодого армейского композитора были восприняты совет¬скими воинами как строевые и использовались во время маршей. Когда по улицам городов и сел стройными рядами проходили различ¬ные воин¬ские подразделения, то нередко можно было услышать, как звучат такие песни, созданные Б.А. Ярковым, как «Над Эльбой-рекою», «Закалка», «Не пугайте нас войной». Песни Б.А. Яркова, как правило, просты, легко запоминаются, проникнуты боевым сол¬датским задором и оптимизмом, хорошо звучат в строю.

Как участник Великой Отечественной войны, Борис Андреевич был на¬гражден Орденом Боевого Красного Знамени, Орденом Красной Звезды, ме¬далями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией»,

В послевоенные годы Б.А. Ярков продолжил воинскую службу, сначала в качестве стар¬шего инст¬руктора политотдела армии, а затем редактора ра¬диоузла одной из воин¬ских частей Группы Советских войск в Германии. Был награжден юбилейной медалью «Тридцать лет Советской Армии».

В отставку Борис Андреевич вышел в звании гвардии майора. Граж¬данская жизнь композитора после демобилизации из рядов Воо¬руженных Сил продолжилась снова в Сибири, в родном Омске. С этого вре¬мени в его творчестве появляется новая тема, ставшая в дальнейшем определяющей – это песни о родном сибирском крае. В это годы Б.А. Ярков весьма тесно сотрудничает с известными омскими поэтами - Т.М. Белозеровым, Л. Чашеч¬никовым, В. Василье¬вым, Я. Журавлевым и другими.

В ре¬зультате плодотворного творческого содружества появились такие песни, как «Прииртышский нефте¬городок» (слова Э. Харчикова), «Омский вальс» (слова В. Васильева), «Ом¬ские вечера» (слова Л. Чашечникова). К не¬которым песням Б.А. Ярков сам писал слова.

Ряд музыкальных произведений, созданных Бори¬сом Андреевичем стали своего рода знаковыми. Так, например, вступительная музыкальная фраза песни «Омский вальс» («Как прекрасен ты утром, мой город родной…») по решению Ом¬ского горисполкома стала своеобразной музыкаль¬ной эмблемой, визитной карточкой нашего го¬рода – куранты на главных часах города на улице Ленина стали проигрывать ее каждый час.

К середине 1950-х годов относится и работа Б.А. Яркова на зарождающемся Омском телевиде¬нии. С 1 июня 1955 года Борис Андреевич являлся первым директором Ом¬ской студии телевидения. Позднее он вспоминал об этом периоде своей тру¬довой дея¬тельности как о непростой, но достаточно яркой и очень ин¬тересной работе.

Начало развития Омского телевидения относится к 1954 году, когда в Омске группой энтузиастов-радиолюбителей была соз¬дана небольшая любительская телестудия. Эта инициатива нашла поддержку у руководства города и области, которые оказывали посильную помощь в реализации этого ценного начинания.

На первых порах своих служебных помещений у студии телевидения не было. Телецентр в те годы размещался на втором этаже жилого дома по улице Интернациональной № 35, где для него специально были отведены две двухкомнатные квартиры. Условия для ра¬боты персонала телестудии были очень стесненными.

Первое время редакторам, например, прихо¬дилось работать за свобод¬ными столами в радиокомитете, так как своих ра¬бочих мест они попросту не имели из-за нехватки площадей. Не легче приходилось и режиссеру и асси¬стен¬там режиссера. И, тем не менее, творческий процесс шел, несмотря ни на какие трудности. Даже имея в своем распоряжении довольно примитивные технические средства, коллек¬тив телестудии не ограничивался только демон¬страцией кинофильмов, соз¬давал свои студийные передачи, в которых ши¬роко использовали диафильмы, фо¬тографии, рисунки.

В Омске в 1957 году при Доме народного творчества была создана инициа¬тивная группа самодеятельных композиторов, возглавляемая Б.А. Ярковым, куда вошло около 20 музыкантов из города и районов области.

Главной задачей творческого объединения с его первого организаци¬он¬ного заседания являлось выявление и объединение творческих сил в обще¬ст¬венную организацию для совместной деятельности, укрепление и даль¬ней¬шее развитие строительства музыкальной культуры и ее продвижения впе¬ред, как в городе, так и в сельской местности.

Самодеятельные композиторы, включая и творческую группу Омского русского народного хора, участвовали в разнообразных конкурсах на создание музыкальных произведений различного жанра. В основном, главным для омских композиторов стал песенный жанр. Лучшие произведе¬ния омских авторов неоднократно представлялись для обсуждения на авторских вечерах, пленумах композиторов Сибири, где постоянно получали высокие оценки их участников.

Так, в апреле 1961 года в Новосибирске проходил IV Пленум композиторов Сибири. Присутствовавший на нем известный советский композитор Д.Д. Шостакович высоко оце¬нил работу Б.А. Яркова по созданию и развитию музы¬каль¬ной культуры в Сибири, музыкально-просветительскую деятельность сибирских ком¬позиторов, которые проделали огромную работу по созданию в своих горо¬дах крепких основ музы¬кальной культуры, ее укреплению и дальнейшему развитию.

Общественная деятельность композитора также была неразрывно свя¬зана с его творческой деятельностью. Он являлся членом президиума Омского областного комитета защиты мира, членом коллегии управления культуры Омского облисполкома, членом правления областного Совета Всероссийского общества «Знание», внештатным уполномоченным Всесоюзного агентства по авторским правам.

Борис Андреевич постоянно находился в самой гуще событий окружающей жизни, регулярно встречался со своими слушателями самых различных воз¬растов и профессий.

Б.А. Ярков скончался в Омске 26 января 1988 года.

Документы, образовавшиеся в период общественной и творческой дея¬тельности Бориса Андреевича Яркова, вошли в состав одноименного фонда личного происхождения, который поступил на государственное хранение в Исторический архив Омской области в декабре 1988 года. Он представляет собой комплекс раз¬нообразных документов об известном омском компози¬торе, общественном деятеле, сыгравшем значительную роль в культурной жизни нашего края.

Большую часть фонда составляют творческие документы. Основное место среди них занимают нотные записи песен Б.А. Яркова на слова самого композитора и других авторов. Лучшие песни вошли в авторский сборник «Край мой родной» (Омск, 1966). Также в фонде имеются статьи Бориса Ан¬дреевича на различные темы, в том числе посвященные истории омского те¬левидения, а также планы, наброски лекций-встреч со слушателями.

Документы служебной и общественной деятельности (удостоверения, справки, трудовая книжка, выписки из приказов, личные листки по учету кадров, перечни песен и др.) отражают деятельность Б.А. Яркова как ответ¬ственного секретаря Омской организации Союза композиторов СССР, члена областного ко¬митета защиты мира, члена коллегии областного управления культуры, члена правления областного общества «Знание», внештатного уполномоченного Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП), внештатного инструк¬тора областного Дома народного творчества и т д.

Из биографических доку¬ментов интерес представляют автобиография, памятные адреса, дипломы, почетные грамоты, а также наградные доку¬менты, выписка из метрической книги, свидетельство об окончании курсов и др.

В фонде также нашла отражение и активная переписка Бориса Андрее¬вича. На хранение переданы собранные композитором письма-отзывы с бла¬годарностью за творчество от фронтовиков, студентов, учащихся школ го¬рода Омска и области. Имеются в фонде и несколько документов (сборники пе¬сен, грампластинки, журналы) с дарственными надписями известных дея¬телей культуры и искусства - искусствоведа Е. Цейтлина, композитора А.Н. Пахмутовой, эстрадных пев¬цов Э.С. Пьехи, Э.А. Хиля и других.

В личном фонде Б.А. Яркова отложилось большое количество фотодо¬кументов, подобранных самим Борисом Андреевичем (портреты, фотографии со встреч с композиторами, в том числе с Д.Д. Шостаковичем), однако, большая часть их не аннотирована и не датирована. Имеются также кинодо¬кументы - фильм «Муза не молчала» (автор сценария – Р. Дъяков, о жизни и творчестве Б.А. Яркова), запись концерта армейской художественной само¬деятельности с «Песней встречи» композитора; магнитные ленты и грампла¬стинки с записями песен на музыку фондообразователя, в том числе «Омские вечера», «Омский вальс».

В коллекцию документов, собранных Борисом Анд¬реевичем по интере¬сующим его темам, вошли разнообразные вырезки из газет со статьями и за¬метками о литературе, искусстве, войне, поли¬тике, истории Омска.

В 1991 году сотрудниками архива было проведено описание принятых документов фонда. На документы была составлена опись № 1 на 212 дел по¬стоянного хранения за 1918-1987 годы. Для удобства исследователей к описи также был составлен алфа¬витный указатель на имеющиеся произведения ав¬тора.

В [2006] году в Исторический архив Омской области поступили новые до¬кументы, относящиеся к жизни и творческой деятельности Б.А. Яркова.

В 2013 году про¬ведено описание вновь поступивших документов. Для работы получено 55 архивных документов. В процессе описания выполнены следующие виды работ: формирование единиц хранения, составление заголовков дел, определение крайних дат документов и количества листов в делах. На документы состав¬лена опись № 2 на 22 дела постоянного хранения за 1936-1987 годы в составе следующих разделов:

1. Биографические документы.

2. Документы служебной и общественной деятельности.

3. Творческие документы.

4. Документы о фондообрвзователе.

5. Коллекция документов, собранных фондообразователем.

6. Фотодокументы.

В раздел «Биографические документы» вошли поздравительная от¬крытка Б.А. Яркову в связи с 70-ле¬тием со дня рождения от членов клуба ин¬тернацио¬нальной дружбы школы-ин¬терната № 1 (город не ука¬зан), пригла¬шение на творческий вечер, посвященный 70-ле¬тию со дня рождения и 50-летию творческой деятель¬ности Б.А. Яркова, документы (абонементная книжка, входные билеты, визитная карточка) о поездке Б.Я. Яркова в г. Мо¬скву на Олимпийские игры 1980 года в качестве туриста.

В состав раздела «Документы служебной и общественной деятельно¬сти» включены квитанции о перечислении Б.А. Ярковым денежных средств в Советский фонд мира; документы (регистрацион¬ный лист, уведомления) об оформлении Б.А. Ярковым авторских прав на произве¬дения; примерный план мероприя¬тий по военно-патриотиче¬скому воспитанию подрас¬тающего поко¬ления, состав¬ленный Б.А. Ярковым ко Дню Советской армии; протокол от¬четно-перевы¬борного собрания партийной организации Омского отде¬ления Союза писателей РСФСР с участием Б.А. Яр¬кова; справка об участии Б.А. Яр¬кова во встрече с пионерами Ленинского района в Ом¬ском городском дворце пио¬неров и школьников.

В разделе «Творческие документы имеются статьи, стихи и музыкаль¬ные произведения (нотные записи и тексты таких песен, как «Защитник Ста¬линграда», «На границу ехали», «Три брата», «Фронтовая песенка» и другие), перечни музыкальных про¬изведений Б.А, Яркова и за¬писей фонотеки, со¬ставлен¬ные фондообразователем, оглавление сборника песен Б.А.Яркова «Пою мой край», краткие обзоры газет «Крас¬ное знамя» за 21 октября 1941 года и «Ленинский путь» за 6 сентября 1945 года, подготовленные Б.А. Ярковым.

В раздел «Документы о фондообразователе» вошла песня «Сыновьям народа» на музыку и слова великого казахского поэта-акына Д. Джабаева, приуроченная к встрече с командиром N-ской части Б.А. Ярковым (1938 год).

В состав раздела «Коллекция документов, собранных фондообразова¬телем» вошли статья С. Мамаевой «Имени капи¬тана Евдокимова», опублико¬ванная в газете «Омская правда» (1983 год) и документы (приказ оргкоми¬тета, приглашение) о празд¬новании 30-летнего юбилея Омской студии теле¬видения (ныне государственная телерадиокомпания «Иртыш»).

В разделе «Фотодокументы» имеются как одиночные фотографии Б.А. Яркова, так и в группе с другими людьми (военные годы и относительно недавнее время), а также негативы снимков, относящихся к жизни и деятель¬ности фондообразователя.

Опись № 2, по номинальному признаку. В каждом разделе систематизация дел идет в основном по степени важности содержащихся в них документов. Документы, относящиеся к одному виду, систематизируются в хроно¬логическом порядке (например, музыкальные произведения, фотографии). В некоторых делах, где определить крайние даты содержащихся документов не представ¬лялось возможным, сами крайние даты проставлены приблизительно, в квад¬ратных скобках.

В результате дополнительного описания, количество документов в данном фонде личного происхождения изменилось и составило соответст¬венно 234 единицы хранения за 1918-1987 годы.

Личный фонд Б.А. Яркова является достаточно востребованным и представляет особый интерес для исследователей музыкальной жизни Омска со¬ветского периода. Посетители читального зала архива систематически работают с нотными записями, текстами песен композитора, фонодокументами (грампластин¬ками) и другими документами.


Аннотация

ОПИСЬ № 1: ДОКУМЕНТЫ БИОГРАФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА. ФОТОГРАФИИ, КИНОДОКУМЕНТЫ.

ОПИСЬ № 2: 1. Биографические документы.

2. Документы служебной и общественной деятельности.

3. Творческие документы.

4. Документы о фондообрвзователе.

5. Коллекция документов, собранных фондообразователем.

6. Фотодокументы.