Внимание! По техническим причинам с 16 ноября по 30 декабря 2021 года включительно читальные залы №1 и №2 не работают.

УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ "ТРАНСЭНЕРГОКАДРЫ" ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Фонд № Р-990.
Крайние даты документов 1936 – 1948
Электронные копии документов отсутствуют
Историческая справка

Омская область была образована в составе РСФСР на основании Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) от 7 декабря 1934 года из ряда районов, входивших ранее в состав Западно-Сибирского края, Обско-Иртышской и Челябинской областей.

Сохранность и полнота документов данного архивного фонда в целом удовлетворительная, что позволяет получить определенное представление об учебно-производственной деятельности Омского учебного комбината «Трансэнергокадры» и его предшественников практически за весь период деятельности.

Железнодорожная сеть находилась в основном в южной части области, а имеющаяся довольно разветвленная сеть внутренних водных путей сообщения действовала только в течение нескольких месяцев. Авиационное сообщение в регионе только начинало развиваться и не могло в полной мере обеспечить потребности в пассажирских и грузовых перевозках. Большое значение для успешного социально-экономического развития Омской области приобретал автомобильный транспорт, имевший некоторые преимущества перед другими видами транспорта, например, он мало зависел от погодно-климатических условий по сравнению с воздушным или водным транспортом.

Развитие промышленности и сельского хозяйства Омской области требовало постоянного и поступательного развития основных видов транспорта, и в первую очередь автомобильного транспорта. Увеличение парка автомобилей требовало в свою очередь подготовки квалифицированных специалистов по ремонту и эксплуатации автомобилей – шоферов и слесарей-ремонтников.

Для решения данной задачи в 1936 году было образовано Омское отделение Сибирского филиала Института повышении квалификации инженерно-технических работников Народного комиссариата автомобильного транспорта РСФСР, которое готовило на специальных курсах квалифицированных работников по ремонту и эксплуатации автотранспорта.

В 1937 году это отделение было реорганизовано в Омское отделение Республиканского института повышении квалификации инженерно-технических работников Народного комиссариата автомобильного транспорта РСФСР с сохранением в его составе курсов шоферов и слесарей-ремонтников.

В 1938 году в г. Омске создается самостоятельная Омская учебно-курсовая база Народного комиссариата автомобильного транспорта РСФСР по подготовке рабочих массовых профессий для автомобильного транспорта, реорганизованная в этом же году в Омский учебный комбинат Народного комиссариата автомобильного транспорта РСФСР.

В 1939 году Омский учебный комбинат Народного комиссариата автомобильного транспорта РСФСР был переименован в Омскую областную автошколу «Трансэнергокадры», которая в 1944 году была переименована в Омский учебный комбинат «Трансэнергокадры».

Для осуществления государственной политики в сфере руководства и развития автомобильного транспорта на территории Омской области в соответствии с приказом Народного комиссариата автомобильного транспорта РСФСР № 1100 от 19 сентября 1939 года было образовано Омское областное управление автомобильного транспорта. В его структуру также вошла сеть учебных заведений, осуществлявших подготовку кадров рабочих профессий для отрасли, в том числе и Омская областная автошкола «Трансэнергокадры» (впоследствии Омский учебный комбинат «Трансэнергокадры»).

Возглавлял Омский учебный комбинат «Трансэнергокадры» директор, назначаемый и освобождаемый от должности Главным управлением учебных заведений Народного комиссариата автомобильного транспорта РСФСР (с 1946 года – Министерство автомобильного транспорта РСФСР).

Директор Омского учебного комбината «Трансэнергокадры» осуществлял руководство вверенным учреждением на принципах единоначалия, издавая приказы и распоряжения по основной деятельности и личному составу. Ежегодно руководство Омского учебного комбината «Трансэнергокадры» направляло в вышестоящие организации годовые отчеты и информацию по основным видам деятельности.

Учебную работу осуществляли опытные преподаватели, большинство из которых имели высшее или среднее специальное образование в области автомобильного транспорта.

На курсы шоферов принимались преимущественно мужчины, достигшие совершеннолетия и пригодные по состоянию здоровья к управлению автомобилями. Приоритет отдавался лицам роста выше среднего и физически сильным. Такие требования к состоянию здоровья курсантов были обусловлены спецификой работы шоферов. Курсанты находились на государственном обеспечении, им выплачивалась стипендия. В период обучения они проходили курс теоретических дисциплин, а также практической езды под наблюдением опытных инструкторов. Для обучения курсантов практической езде при Омском учебном комбинате «Трансэнергокадры» имелся приписной парк автомобилей.

Понятие «учебный год» в Омском учебном комбинате «Трансэнергокадры» как таковое отсутствовало. Набор курсантов производился постоянно в течение календарного года, и занятия начинались по мере укомплектования групп.

Обучение заканчивалось сдачей квалификационных экзаменов и получением права на управления автомобилями. Лица, систематически нарушавшие производственную и учебную дисциплину, отчислялись из учебного заведения.

Курсанты, помимо основных занятий по специальности, постоянно принимали участие в сельскохозяйственных работах, помогая труженикам села убрать и сохранить выращенный урожай зерновых, картофеля и овощей.

Подготовка водительских кадров осуществлялась как в г. Омске, так и в сельских районах Омской области. С этой целью преподаватели автошколы и учебного комбината регулярно выезжали в колхозы и совхозы и проводили занятия с курсантами без отрыва от производства, что было очень удобно для хозяйств, в плане организации подготовки собственных рабочих кадров автотранспортников.

В годы Великой Отечественной войны Омский учебный комбинат «Трансэнергокадры» осуществлял подготовку шоферов для нужд Красной Армии, которые внесли огромный вклад в победу советского народа над фашисткой Германией.

В послевоенные годы Омским учебным комбинатом «Трансэнергокадры» продолжилась подготовка шоферских кадров для различных отраслей народного хозяйства.

Омский учебный комбинат «Трансэнергокадры» просуществовал до 1948 года.

Документы, образовавшиеся в период деятельности учебного комби¬ната «Трансэнергокадры» Омского областного управления автомобильного транспорта, вошли в состав одноименного архивного фонда, принятого на государственное хранение в Исторический архив Омской области. Первое поступление документов было в 1947 году.

Проверки наличия и состояния документов указанного архивного фонда проводились сотрудниками архива в 1976, 1980, 1983 и 2013 годах. По результатам этих проверок отмечалось удовлетворительное состояние большинства дел фонда при удовлетворительных условиях хранения документов.

В 1981 году сотрудниками архива также проводилась экспертиза ценности документов архивного фонда учебного комбината «Трансэнергокадры» Омского областного управления автомобильного транспорта. По итогам экспертизы было выделено к уничтожению 10 дел, не имеющих исторической и научно-практической ценности (акт на списание от 7 августа 1981года).

По состоянию на 1 января 2014 года в фонде по учетным данным числилось 2 описи на 50 дел постоянного хранения за 1936 - 1948 годы, в том числе опись № 1 на 17 дел постоянного хранения за 1941-1948 годы и опись № 2 на 33 дела постоянного хранения за 1941-1948 годы.

Описи № 1 и № 2 включали в себя как документы постоянного хранения, так и документы по личному составу. Документы по личному составу в отдельную опись выделены не были.

Научно-справочный аппарат к документам данного архивного фонда находился в неудовлетворительном состоянии и совершенно не соответствовал предъявляемым требованиям. Так, например, на документы, зашифрованные по описи № 1, сама опись отсутствовала. В описи № 2 имелось большое количество выбывших дел, как управленческой документации, так и по личному составу, не имевших исторической и научно-практической ценности, что делало указанную опись довольно неудобной в практической работе. Описи № 1 и № 2 имели сквозную нумерацию дел. Включенные в опись № 1 дела имели порядковые номера с 1-го по 17-й, а в описи № 2 – с 18-го по 59-й. Таким образом, имевшийся научно-справочный аппарат не давал четкого представления о составе и содержании документов данного архивного фонда.

Кроме того, к описям № 1 и № 2 данного архивного фонда отсутствовали какие-либо предисловия, имелись лишь краткая и неинформативная историческая справка об Омском учебном комби¬нате «Трансэнергокадры» Омского областного управления автомо¬бильного транспорта, находящаяся в деле фонда.

В целях создания полноценного научно-справочного аппарата к фонду учебного комбината «Трансэнергокадры» Омского областного управления автомобильного транспорта в 2014 году была проведена переработка описей № 1 и № 2 данного архивного фонда.

Для работы было получено по описи № 1 - 17 дел, по описи № 2 – 33 дела. Не подлежащих дальнейшему хранению, либо относящихся к составу других архивных фондов дел нет.

В ходе переработки описей были выполнены следующие виды работ: редактирование заголовков дел, уточнение крайних дат документов и количества листов в делах, систематизация дел.

На документы, относящиеся к деятельности учебного комбината «Трансэнергокадры» Омского областного управления автомобильного транспорта, вновь были составлены опись № 1 на 33 дела постоянного хранения за 1936-1948 годы и опись № 2 на 18 дел по личному составу за 1941-1948 годы.

В опись № 1 вошли следующие документы: приказы, циркуляры и директивы Министерства автомобильного транспорта РСФСР, относящиеся к деятельности подведомственных учебных заведений и справки, представленные Омским учебным комбинатом «Трансэнергокадры» по вопросам основной деятельности; приказы заведующего Омским отделением Сибирского филиала Института повышении квалификации инженерно-технических работников по основной деятельности и личному составу; приказы заведующего Омским отделением Республиканского института повышении квалификации инженерно-технических работников по основной деятельности и личному составу; приказы директора Омской учебно-курсовой базы, Омской областной автошколы и Омского учебного комбината «Трансэнергокадры» по основной деятельности и личному составу.

Имеются годовые отчеты по основной деятельности Омской областной автошколы и Омского учебного комбината «Трансэнергокадры» с приложениями; экзаменационные ведомости и месячные отчеты о подготовке и повышении квалификации рабочих кадров массовых профессий; протоколы заседаний методического Совета комбината и планы проведения «открытых уроков»; протоколы заседаний аттестационной комиссии Омского учебного комбината «Трансэнергокадры»; паспорта по учету строений, находящихся на балансе комбината.

Включены месячные сводки Омской областной автошколы «Трансэнергокадры» о подготовке шоферов для Красной Армии,; месячные балансы и отчеты по финансово-хозяйственной деятельности Омского комбината с приложением объяснительных записок, штатные расписания и сметы административно-управленческих расходов Омской областной автошколы и Омского учебного комбината «Трансэнергокадры» и отчет об их исполнении, квартальные отчеты о выдаче трудовых книжек работникам Омского учебного комбината «Трансэнергокадры»; именные списки преподавателей, имеющих высшее и среднее специальное образование.

Пересоставленная опись № 2 включена во вновь составленную опись № 1 под последним порядковым номером.

В опись № 2 вошли ведомости начисления заработной платы работникам Омской областной автошколы «Трансэнергокадры» и Омского учебного комбината «Трансэнергокадры», лицевые счета работников учебного комбината и личные дела уволенных работников комбината.

К описи № 1 и № 2 данного архивного фонда составлен следующий научно-справочный аппарат: историческая справка, титульные листы, переводная таблица шифров, лист переименований. Описи № 1 и № 2 построены по хронологическо-номинальному признаку. Документы систематизированы по годовым разделам, а в пределах годовых разделов – по степени важности. Личные дела уволенных работников выделены в описи № 2 отдельным блоком и систематизированы по алфавиту фамилий.

Транспортный комплекс Омской области включал себя железнодорожный, авиационный, речной и автомобильный транспорт, выполнявший большой объем перевозок грузов и пассажиров.


Аннотация

ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ: КНИГИ ПРИКАЗОВ, СМЕТЫ. ЛИЧНЫЕ ДЕЛА. ГОДОВЫЕ АНКЕТЫ. ЛИЦЕВЫЕ СЧЕТА.


Все существовавшие названия фондообразователя
Наименование Нач. дата Кон. дата
1936 - ОМСКАЯ УЧЕБНО-КУРСОВАЯ БАЗА. 01.01.1936 01.01.1938
1938 - УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЛАСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЕСТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. 01.01.1938 01.01.1939
1939 - ОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ АВТОШКОЛА 'ТРАНСЭНЕРГОКАДРЫ'. 01.01.1939 01.01.1939
1943 - ОМСКИЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ ОБЛАСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 'ГЛАВАВТОТРАНСКАДРЫ' 01.01.1943 01.01.1948