Меню
Назад
Меню
Назад

ДАЕШЬ БАМ!

ДАЕШЬ БАМ!

(к 50-летию строительства Байкало-Амурской магистрали)

Байкало-Амурская магистраль – крупнейшая из железнодорожных магистралей в мире, связывающая Восточную Сибирь и Дальний Восток.

Изыскательные работы в районе будущей трассы проводились еще в дореволюционной России. К строительству здесь железной дороги приступили уже в советское время. В 1930 году Дальневосточный крайком партии направил в ЦК ВКП(б) и СНК СССР предложение о проектировании и строительстве железной дороги к Тихому океану. В этом документе впервые появился термин – Байкало-Амурская магистраль (БАМ). 13 апреля 1932 года вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», но к реальным работам приступили лишь в 1938 году. Основным источником рабочей силы стали заключенные БАМЛАГа. Суровые условия, болота и вечная мерзлота, начавшаяся Великая Отечественная война внесли свои коррективы в строительство дороги. Первый поезд на линии Тайшет – Братск – Усть-Кут прошел только в июле 1951 года, в постоянную эксплуатацию участок был сдан лишь в 1958 году.

Байкало-Амурская магистраль

Байкало-Амурская магистраль

Сложности топографических и инженерно-геологических условий привели к прекращению работ на длительный срок. Вернулись к этому вопросу только в конце 1960-х годов, после выхода в 1967 году постановления ЦК КПСС и СМ СССР «Об усилении изысканий БАМа». В течение нескольких лет проводились изыскательные работы и корректировка первоначального проекта, а в апреле 1972 года приступили к строительству современного БАМа.

8 июля 1974 года ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», в соответствие с которым все партийно-советские, хозяйственные органы должны были оказывать всемерное содействие организациям Министерств транспортного строительства, путей сообщения в выполнении возложенных на них задач по строительству БАМа.

Постановление бюро Омского обкома КПСС от 15 ноября 1974 года «Об участии Омской области в строительстве Байкало-Амурской магистрали».
ГИАОО. Ф. П-17. Оп. 1 А. Д. 1773. Л. 14, 40.

Статья Л. Иоффе

Статья Л. Иоффе «Состав идет на БАМ» о доставке разборных передвижных жилых домов, изготовленных локомотивным депо Московка, дорожными ремонтно-механическими мастерскими и вагонным депо Омск-сортировочная. Газета «Омская правда». 27 декабря 1974 г.
ГИАОО. Ф. П-411. Оп. 1. Д. 787. Л. 2.

В.П. Истомин

Машинист локомотивного депо Московка, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени В.П. Истомин (в декабре 1974 г. вел эстафетный состав с грузом для строителей БАМа). Омск, 1976 г.
ГИАОО. АВД. № 8227.

Заметка «Экспедиция выехала на БАМ

Заметка «Экспедиция выехала на БАМ» в газете «Омская правда». 8 июля 1975 г., с. 4.
ГИАОО. СИФ.

Титульный лист заключительного отчета д-ра геогр. наук

Титульный лист заключительного отчета д-ра геогр. наук Омского сельхозинститута В.С. Мезенцева
«Разработка проектных норм и режимов гидромелиораций в сельскохозяйственной зоне западного участка трассы БАМ». 1980 г.
ГИАОО. Ф. Р-492. Оп. 3. Д. 50. Л. 1.

Титульный лист заключительного отчета сотрудников Омского НИИ

Титульный лист заключительного отчета сотрудников Омского НИИ природно-очаговых инфекций под руководством канд. биол. наук Г.Б. Малькова
и д-ра мед. наук Ф.Ф. Бусыгина «Оценка риска заражения и профилактики природно-очаговых инфекций среди строителей Байкало-Амурской магистрали». 1977 г.
ГИАОО. Ф. Р-1585. Оп. 2. Д. 45. Л. 1.

Сотрудники НИИ природно-очаговых инфекций

Сотрудники НИИ природно-очаговых инфекций у карты Амурской области.
Омск, 1976 г.
ГИАОО. АВД. Оп. 19. Д. 16069.

Для привлечения кадров БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. На XVII съезде ВЛКСМ, который проходил 23–27 апреля 1974 года в Москве, был создан штаб по шефству над БАМом, а сразу же после окончания съезда 600 бойцов ударного строительного комсомольского Всесоюзного строительного отряда им. XVII съезда ВЛКСМ с Ярославского вокзала Москвы спецпоездом № 14 отправились на строительство БАМа.

Палаточный городок целинников

Омичи – делегаты XVII съезда ВЛКСМ в Георгиевском зале Кремлевского дворца съездов.
Москва, 23–27 апреля 1974 г.
ГИАОО. Ф. П-411. Оп. 25. Д. 1153.

Статья Г. Гулиной

Статья Г. Гулиной «Даешь БАМ!» о встрече на Омском вокзале спецпоезда с бойцами ударного комсомольского Всесоюзного отряда им. XVII съезда ВЛКСМ.
Газета «Омская правда». 1 мая 1974 г.
ГИАОО. Ф. П-411. Оп. 1. Д. 787. Л. 1.

Со всей страны на строительство новой магистрали ехала молодежь по комсомольским путевкам, в составе стройотрядов. В Омске 6 июля 1975 г. на площади Ленина состоялся областной митинг студенческих строительных отрядов. Летом этого года впервые омские студенты отправились на БАМ: 150 бойцов областного сводного отряда студентов института железнодорожного транспорта и СибАДИ, строительного техникума и курсантов училища Гражданской авиации выехали на строительство завода железобетонных конструкций в Нижнеудинске.

Девушки, получившие комсомольские путевки. 1970-е гг.
ГИАОО. Ф. П-411. Оп. 25. Д. 1059, 1090.

Статья Е. Викторова

Статья Е. Викторова «Эстафета» об областном митинге ССО.
Газета «Омская правда». 6 июля 1975 г., с. 4.
ГИАОО. СИФ.

Студенты Омского политехнического института

Студенты Омского политехнического института на областном слете ССО. 1980 г.
ГИАОО. Ф. Р-1979. Оп. 1Ф. Д. 6.

Вручение переходящего Красного Знамени

Вручение переходящего Красного Знамени Омского обкома ВЛКСМ Омскому политехническому институту
за I место в соцсоревновании ССО. 1980 г.

ГИАОО. Ф. Р-1979. Оп. 1Ф. Д. 7.

Президиум торжественного собрания

Президиум торжественного собрания Омского технологического института бытового обслуживания, посвященного вручению грамот Омского комсомола бойцам студенческих отрядов института. 24 ноября 1983 г.
ГИАОО. Ф. Р-3004. Оп. 1Ф. Д. 25.

Участники областного слета ССО

Участники областного слета ССО на площади Ленина. Омск, 1985 г.
ГИАОО. Ф. П-411. Оп. 25. Д.1403.

Статья Я. Саяпина

Статья Я. Саяпина «Омичи строят БАМ» о работе ССО «Экспресс»
Омского политехнического института.
Газета «Омская правда». 29 октября 1983 г., с. 4.
ГИАОО. СИФ.

Строители БАМа не просто строили железную дорогу, они возводили города и благоустроенные поселки вдоль трассы, прочно и надежно обживая ее.

Докладная записка зам. председателя Омского облисполкома В.М. Брюханова в Комиссию по благоустройству БАМа СМ РСФСР о подготовке к строительству объектов жилищно-гражданского назначения на трассе Байкало-Амурской магистрали.13 августа 1979 г.
ГИАОО. Ф. Р-437. Оп. 9. Д. 2716. Л. 1–3

Письмо строителей Бурятского участка БАМа

Письмо строителей Бурятского участка БАМа зав. кабинетом биологии Омского института усовершенствования учителей В.Е. Шраму с просьбой выслать семена цветов.
19 апреля 1978 г.
ГИАОО. Ф. Р-3114. Оп. 1. Д. 262. Л. 1.

Письмо воинов-железнодорожников –
строителей Восточного участка БАМа школьникам г. Омска,
В.Е. Шраму с просьбой выслать семена цветов. 1978 г.
ГИАОО. Ф. Р-3114. Оп. 1. Д. 357. Л. 1–1 об.

Письмо директора Музея истории строительства БАМа

Письмо директора Музея истории строительства БАМа Г. Марининой школьникам г. Омска, В.Е. Шраму с благодарностью за семена цветов. 1 июня 1978 г.
ГИАОО. Ф. Р-3114. Оп. 1. Д. 283. Л. 1.

Зав. кабинетом биологии

Зав. кабинетом биологии института усовершенствования учителей
В.Е. Шрам (крайний слева) на занятиях с педагогами областной станции юннатов. Омск, 1986 г.
ГИАОО. АВД. Оп. 19. Д. 24871.