Внимание! Порядок работы архива в сложившейся эпидемиологической ситуации изложен в разделе "Новости"!

Окна Омского союза художников

«Острая кисть художника, меткое слово поэта
хорошо разят врага, вдохновляют советских людей
на новые подвиги во имя Отечества...»
В. Шапиро

Во многих городах, в том числе и в Омске, в первые годы Великой Отечественной войны, по аналогии с известными «Окнами ТАСС», регулярно выпускались так называемые «Окна сатиры» – плакаты, состоящие преимущественно из нескольких взаимосвязанных рисунков с соответствующими текстами – уникальный жанр карикатуры, совместивший в себе и изобразительное искусство, и искусство слова. Для работы над «окнами» привлекались лучшие местные и эвакуированные художники и поэты того времени. Этот вид малотиражного советского агитационного плаката изготавливался вручную тиражом не более 100–150 экземпляров.

«При захвате немецких блиндажей…»
Неизвестный художник. 1941 – 1942 гг.

 Окно № 4. «Фальшивый наряд»
Неизвестный художник. 1941 – 1942 гг.

 Окно № 6. «Кто такие Национал-социалисты?»
Неизвестный художник. 1941 – 1942 гг.

В нашем городе под руководством председателя Омского союза художников Тимофея Павловича Козлова и при непосредственном его активном участии около полутора лет (с августа 1941 года) плодотворно трудились над созданием агитационных плакатов омичи Кондратий Петрович Белов и Андрей Михайлович Дубровский, эвакуированные в наш город Иван Николаевич Беспалов, Александр Яковлевич Быховский, Борис Николаевич Дейкин (ко многим выпускам им же писались и тексты), Семен Ильич Лещинский, Вячеслав Минеевич Мариупольский, Владимир Иванович Цетнаровский, известные поэты – омич Леонид Николаевич Мартынов и Борис Константинович Ковынёв.

Т.П. Козлов. 1940-е гг.

Омские художники в редакции газеты «Омская правда», в нижнем ряду слева: К.П. Белов и Т.П. Козлов). 1947 г. 

Заметка из газеты «Омская Правда». 
23 сентября 1941 г.


Горисполкомом специально для мастерской по изготовлению плакатов были выделены помещения по ул. Ленина. «Окна ТАСС» и «Окна Омского союза художников» признавались важнейшей, наиболее доступной формой наглядной политической агитации, из 45 «окон», выпущенных за год, 7 плакатов выполнены в качестве копий с московских, остальные стали результатом творческой работы Омского коллектива.

«Шла в атаку дивизия «мертвых голов»…»
Неизвестный художник. 1941 – 1942 гг.

Окно № 3. «Лев и котенок»
Неизвестный художник. 1941 – 1942 гг.

«Два исполина»
Неизвестный художник. 1941 г.


В сатирической или патриотической форме плакаты отражали наиболее значимые события, происходившие на фронте. Ежедневные сводки Советского информбюро, сообщения из газет, опубликованные речи И.В. Сталина диктовали талантливым художникам и поэтам новые темы, которые в самые быстрые сроки попадали к встревоженным зрителям города, собиравшимся в центре города у деревянных щитов перед зданиями редакции газеты «Омская Правда» (ул. Ленина, 21) и на деревянных щитах у здания музея (ул. Ленина, 23).


Улица Ленина. Фото М.В. Горохова. 1940-е гг.

Улица Ленина.
Фото М.В. Горохова. 1940-е гг.

Подбитые немецкие танки перед зданием музея. Фото М.В. Горохова. 1944 г.

Ул. Ленина. Здание редакции газеты «Омская Правда». 
Фото М.В. Горохова. 1948 г.

В создании агитационных плакатов принимал непосредственное участие известный омский поэт Леонид Николаевич Мартынов, вынужденный стать в военные годы активным публицистом и сатириком. Его стихотворные подписи к плакатам значительно обогащали работу художников. В соавторстве с Т.П. Козловым, И.Н. Беспаловым, К.П. Беловым были созданы лучшие образцы агитационных сатирических плакатов, не уступающих по мастерству их коллегам из других городов.

Л.Н. Мартынов. 1930-е

Плакат «Явился в погреб гость незваный…»

Плакат «Фашист воды решил напиться…»

Худ. – К.П. Белов, текст – Л.Н. Мартынов. 1942 г.

Буквально с первого «Окна ОмСХ» – «Гадина из Берхтесгадена» (художник – Т. Козлов), вызванного сообщением в газете о постоянной резиденции Гитлера, он покорил омичей своим искрометным, саркастическим юмором. Однако, в некоторых работах критики отмечали «тяжеловесность» стиля Леонида Мартынова, некоторую растянутость, громоздкость, что не соответствовало жанру плаката.

«Гадина из Берстесгадена». Сентябрь 1941 г.

«Новости фашистской ветеринарии». Октябрь 1941 г.

Худ. – Т.П. Козлов, текст – Л.Н. Мартынов.

Некоторые замечательные плакаты явились результатом непродолжительного совместного творчества омского поэта с одним из эвакуированных художников – Владимиром Ивановичем Цетнаровским. Талантливый график, карикатурист работал в товариществе «Омхудожник» с 10 августа 1941 года. В конце 1941 – начале 1942 года его рисунки часто публиковались в газете «Омская Правда». К сожалению, этот творческий тандем был недолог, в начале 1942 года Владимир Иванович был призван на фронт, семья потеряла с ним связь 31 мая 1942 года.

«Между двух огней»
Конец 1941 г. – начало 1942 г.

«Благодушкин» Сентябрь 1941 г.

«Болтушкин» Сентябрь 1941 г.

Худ. – В.И. Цетнаровский, текст – Л.Н. Мартынов

Художниками создавались не только сатирические агитационные плакаты, но и патриотические. Так, можно отметить сохранившийся яркий плакат «Родословная партизана» (автор неизвестен), на котором изображены партизан Отечественной войны 1812 года, красноармеец 1918 года и солдат 1942 года.

Часто возникала в агитационных произведениях тема союзничества. Например, на одном из плакатов Вячеслава Минеевича Мариупольского о страшном сне Гитлера три руки с изображениями советского, английского и американского флагов держат веревку, перекинутую через сук дерева, над замершим от ужаса фюрере.

Одновременно с ним на фронт был призван и другой художник-график, в августе 1941 года эвакуированный в Омск с семьей из Житомирской области, Семен Ильич Лещинский – автор сохранившегося в коллекции грозного Окна № 15 «Крестовый поход», посвященного битве под Москвой. Младший лейтенант, командир взвода автоматчиков 130 отделения танковой бригады был убит в бою 23 декабря 1942 года на территории Ростовской области.

«Родословная партизана»
Неизвестный художник. 1941 – 1942 гг.

Окно № 42. «Скоро сбудется»
Худ. – В.М. Мариупольский. 1941 г.

Окно № 15. «Крестовый поход»
Худ. – С.И. Лещинский, текст – Б.Н. Дейкин. 1941 г.

В «Окнах ОмСХ» печатались и экспрессивные, сложные тексты с яркой негативной окраской Бориса Николаевича Дейкина – художника, работавшего в жанре агитационного плаката еще с 1920-х годов. Большие тексты дополняли красочные многосюжетные плакаты.

Окно № 28. «В дни горячего посева…» 
Текст и рис. – Б.Н. Дейкин. 1941 г. 

Окно № 13. «Сквозняк с Востока»
Текст и рис. – Б.Н. Дейкин. 1941 г. 

Окно № 32. «Не унести им преступных голов!»
Текст и рис. – Б.Н. Дейкин. 1942 г. 

Стихотворные строчки другого автора – известного советского поэта Бориса Константиновича Ковынёва (автора текстов «Авиамарша» - «Там, где пехота не пройдет и бронепоезд не промчится…», песни «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа…»), наоборот, отличает простота, лаконичность. Короткие, яростные строчки призывали к борьбе против немецко-фашистских захватчиков, убивающих невинных детей.

Окно № 31. «Фашизм – заклятый враг людей…»
Худ. – Т.П. Козлов, текст – Б.К. Ковынев. 1942 г.

Окно № 34. «Заткнем бандиту рот!»
Худ. – И.Н. Беспалов, текст – Б.К. Ковынев. 1942 г.


Первые же плакаты, выпущенные омскими художниками, были посвящены и немаловажным тыловым темам: сбору теплых вещей, предстоящей уборке урожая, помощи трудящихся города колхозам, в дальнейшем появились обращения к пионерам с призывами о помощи, в том числе в сборе металлолома.

Плакаты, посвященные уборке урожая. Неизвестный художник. 1941 – 1942 гг.

«Лом собирайте – это горы снарядов».
Неизвестный художник. Сентябрь 1941 г.

Окно № 22. «Гайка тоже стреляет».
Текст и рис. – Б.Н. Дейкин. 1941 г.

«Окна ТАСС» и «Окна Омского союза художников» признавались важнейшей, наиболее доступной формой наглядной политической агитации. На сегодняшний день они являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.